Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цена Победы



 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

 

 

Проектная исследовательская работа

«Гордимся своими земляками»

в рамках областного

историко-краеведческого библиомарафона

«Вперед, к Победе!»

 

 

Цена Победы

Подготовил:

Негадов Данила Денисович,

учащийся 8 «Б» класса

МБОУ БГО «Борисоглебской гимназия № 1»

 

Руководители:

Негадова Ольга Петровна,

учитель начальных классов;

Бурашникова Наталия Петровна, педагог-библиотекарь.

 

Борисоглебский городской округ – 2020

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ МНЕ ФОТОГРАФИИ О Г.А.ПЕЧКОВСКОМ………………………………………………………….…..5

 

ГЛАВА II. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОДВИГЕ ЗЕМЛЯКА

Г. А. ПЕЧКОВСКОГО……………………………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………..…13

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Война… Что я знаю о ней? Вернее, какие ассоциации у меня вызывает это слово? Зарево пожаров, нити трассирующих пуль, переправа, которую обстреливают вражеские войска. Эти страшные картины войны я видел в фильмах, читал о них в произведениях художественной литературы. Знаю одно: война – это самое бесчеловечное, что есть на Земле.

Скоро мы будем отмечать знаменательную дату в жизни нашего народа - 75 –ю годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. Прошло много времени с тех пор, но не меркнут в человеческой памяти годы войны. Сорок миллионов человеческих жизней – вот цена нашей Победы. Люди шли на смерть, ясно осознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины дороже!

Кого же можно назвать настоящим героем? Кто навсегда остался в памяти народа?

Я считаю, что герой – это тот, кто в сложной жизненной ситуации делает важный и единственный выбор, рискуя собственной жизнью, спасая других.

Я учусь в МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1». Каждый год, 20 марта, к нам в класс приходили старшеклассники и рассказывали о герое-артиллеристе Георгии Антоновиче Печковском.

Я знаю, что он тоже учился в гимназии (раньше средней школе №1), помогал маме, учительнице немецкого языка, носить портфель с книгами, поддерживать порядок в доме. На переменах Георгий не выходил из кабинета физики, увлекался радиотехникой.

Мне хорошо знакомо место во дворе гимназии, где установлен бюст земляку, но как мало я знаю о нем, о его подвиге в годы Великой Отечественной войны.

В кабинете истории нашей школы есть экспозиция о Г. Печковском. Я внимательно читаю напечатанную на пожелтевших от времени листах биографию Георгия Антоновича, воспоминания учителей, матери, однополчан. На карте боевых действий в Прибалтике в 1944 году отмечено место гибели героя, дана краткая информация о его подвиге. Мне захотелось больше узнать о страницах жизни этого человека.

Я обратился к руководителю историко-краеведческого музея «Наследие» с просьбой помочь мне в сборе интересующей меня информации.


 

ГЛАВА I. О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ МНЕ ФОТОГРАФИИ О Г.А.ПЕЧКОВСКОМ

 

20 марта 1923 года в хуторе Дашино Каблуковской волости Смоленской губернии, в семье Антона Николаевича, инженера-землеустроителя, и Ванды Андреевны, учительницы немецкого языка, Печковских родился сын. Мальчика назвали Георгием. Жоржичком называли ласково его родители.

Рос он здоровым, подвижным, любопытным ребенком. Рано научился читать. Книги и машины стали любимыми его занятиями.

В 1929 году семья Печковских переезжает в Борисоглебск. Мать Печковского работала учителем немецкого языка в школе № 1, отец работал инженером.

По вечерам, когда Ванда Андреевна готовилась к урокам, проверяла тетради, маленький Жоржик усаживался рядом, листал и читал свои книги, мечтал о том, как он пойдет в школу.

Учительница математики и классный руководитель А.М.Москвичева вспоминает: «Интересны были отношения Георгия с родителями. С отцом они у него были почти товарищеские. Антон Николаевич часто бывал в командировках, иногда очень длительных, и когда он возвращался, весь класс знал об этом. Шумный веселый папа Жоржика рассказывал ребятам много интересного из своих поездок, ставил ребят в тупик разными вопросами, подтрунивал над ними». [П.1]

«Мать мальчик несколько побаивался – она была очень требовательна к нему, приучала Жоржика к порядку. Он всегда должен был помогать ей по дому, следить за своим костюмом. Его воротники были безукоризненно чистыми, наглаженный пионерский галстук аккуратно повязан. И в то же время он очень нежно любил свою мать. Он, как-то, даже светился весь своей трогательной любовью к ней». [МИШ]

В фонде музея сохранилось письмо маленького Жоржика своему отцу, который работает далеко от дома. Георгий подробно описывает события, прошедшие без участия родного человека. Из слов в письме я понимаю о теплых и заботливых отношениях в семье. [МИШ]

В 1931 году Георгий пошел в первый класс Борисоглебской начальной школы № 4. Учился прилежно, все ему было интересно. Его первая учительница Назарова Анна Ивановна впоследствии вспоминала: «Мальчик, сидящий всегда за первой партой, с полуоткрытым ртом, когда я объясняла, и мне казалось, что он проглатывает каждое мое слово. Ему нравилось литературное чтение, обладая на редкость острой памятью. Он очень выразительно декламировал стихи А.С.Пушкина, В.В.Маяковского. Начальные классы Георгий закончил с похвальной грамотой». [МИШ 88]

В 1935 году после окончания четвертого класса Георгий Печковский был переведен в 5 класс средней школы № 1. В этой школе работала его мама. И часто по утрам можно было видеть вместе шагающих в школу Ванду Андреевну и Жоржика, который обязательно нес два портфеля, свой и мамин.

 Шли годы. Вот уже Георгий – ученик восьмого класса. Почти все время он проводит в школе. Любимыми его предметами были физика, математика и литература. На переменах Георгий не выходит из кабинета физики и кинобудки, а вечером он спешил на занятия радио - технического кружка.

Классный руководитель 10 класса, Москвина Софья Ивановна вспоминала: «Это был юноша высокого роста, плотного сложения, с неторопливыми движениями. Его лицо с правильными чертами, серьезными и мечтательными черными глазами. Всегда опрятно одетый, он отличался большой аккуратностью во всем. Одной из характерных черт Георгия была необыкновенная исполнительность». [МИШ 89, П.2]

В 1937 году к 100-летию смерти А.С.Пушкина в школе №1 был организован конкурс чтецов, в котором Георгий принял активное участие. Он читал отрывок из поэмы «Медный всадник». За великолепное чтение он был награжден сборником стихов великого поэта. [ П.3]

Учитель русского языка и литературы Николина М.И. вспоминала: «Георгий очень любил литературу, восторгался русскими былинами и русскими богатырями, особенно восхищался Ильей Муромцем, защитником русской земли! И сам он стал ГЕРОЕМ, как герои его любимых произведений». [МИШ]

В 1939 году Георгий Печковский вступил в комсомол.

Увлекаясь киноделом и радиотехникой, Георгий старался увлечь товарищей: вел в школе занятия кино-кружка, по средам и субботам показывал ребятам всей школы кинофильмы. Из воспоминаний друга Георгия, жившего с ним на одной улице, Мулкиджаняна П.И.: «Когда в нашем городе показ кинофильмов был большой редкостью, Жорж уже сам своими руками крутил кинофильмы в школе №1. Впервые здесь, в спортзале я увидел кинофильм «Волга – Волга». [МИШ 86]

Летом, на каникулах, Георгий обязательно один месяц работал. Так после девятого класса он уже имел права шофера и работал в МТС.

 А.М.Москвичева вспоминает: «Прямо из школы он помчался к директору МТС – осуществить свою давнишнюю мечту, учиться работе на тракторе. Видя безукоризненно чистый костюм Печковского, директор сказал ему, что работа тракториста грязная и вряд ли ему подходит. Но горячая просьба юноши, его огромное желание научиться работать на тракторе подкупили директора. За лето Жоржик овладел вождением трактора, научился устранять неполадки в его работе, производить несложный ремонт и получил права». [МИШ]

Одноклассники уважали и любили Жоржа, да и по их словам не любить его было просто нельзя. У него было много друзей, но особенно трогательной была его дружба с Володей Точилиным. Георгий называл его «Точкой» из-за маленького роста, но Володя никогда на него за это не обижался. Точилину не давалась математика, и друзья часто сидели вместе за уроками, и Печковский терпеливо помогал товарищу осваивать трудный для него предмет. Вместе мальчики работали в редакции школьной стенгазеты. [П.4]

В 9 классе у Георгия зародилось первое светлое чувство влюбленности к своей однокласснице Ольге Паршиной. В канун Нового 1940 года он подарил ей первое поздравление, аккуратно написанное на листке бумаги. Георгий желал Оле на «отлично» закончить учебный год, найти себе хорошего товарища [П.5]

Учительница немецкого языка Ванда Андреевна Печковская, мать Георгия, ставила по своему предмету Жоржу только «четверки» и говорила: «Вот когда будешь знать язык, как Ольга, тогда получишь «пять». В табеле успеваемости я увидел внизу надпись классного руководителя Назаровой «премируется ударной грамотой». Подлинный документ «доказывает» прилежную учебу Г.Печковского.[ П.5]

Наступил 1940 – 1941 учебный год, последний учебный год в школе. Георгий и его товарищи мечтали о будущем. А в это время в Европе уже полыхала война. Для большинства юношей ответ на вопрос, куда поступать после школы, был очевиден - в военное училище. Поэтому главное внимание ребята уделяли военному делу, радиотехнике, сдавали нормы ГТО.

В июне 1941 года Георгий окончил школу. 19 июня отгремел выпускной бал, а 22 июня началась Великая Отечественная война [П.6].


 

ГЛАВА II. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОДВИГЕ ЗЕМЛЯКА Г. А. ПЕЧКОВСКОГО

 

В годы Великой Отечественной войны на различных фронтах, в разных родах войск за свободу и независимость Родины сражались сотни тысяч воронежцев и уроженцев Борисоглебского района. Они защищали Москву и Ленинград, были участниками Сталинградской и Курской битв, освобождали Варшаву и Прагу, штурмовали Берлин

Комсомольцы города Борисоглебска 30 июня 1941 года выехали на строительство оборонительных рубежей в Смоленскую область. Среди них был и Г.А.Печковский. Там он пробыл до конца октября 1941 года.

В начале ноября Георгий Антонович был призван в ряды Красной Армии и направлен в артиллерийское училище. Окончил артиллерийское училище Георгий в 1942 году в звании лейтенанта.

В экспозиции представлена фотография кровати и личной тумбочки

Г. Печковского в военной части № 54172, в которой служил герой-земляк. [П.6]

С августа 1942 года он на переднем крае – сражается в лесах Калининской области, позже в Прибалтике, на родине своей матери. [1]

В 1944 году гвардии лейтенант Г.А.Печковский, которому исполнился 21 год, был уже награжден медалью «За отвагу» и два раза тяжело ранен.

В экспозиции музея «Наследие» представлены письма Г.А. Печковского с фронта своим родителям и тетке. В этих письмах Георгий Антонович описывает фронтовые будни, интересуется здоровьем родных, а самое главное, в каждом письме пишет, что победа советских войск близка и он скоро вернется домой [ П.7]

О подвиге Г.А. Печковского я узнал из книги А. Гринько, Г. Улаева «Богатыри земли Воронежской». Рубежом стойкости для молодого командира стали бои близ литовского местечка Вегеряй.

«Жаркое лето 1944 года. Войска 51-й советской армии все дальше на запад гонят врага. В августе гитлеровцы предприняли отчаянные усилия остановить наступление наших войск и удержать за собой Прибалтику. Сосредоточив крупные силы пехоты и танков на узком участке фронта, противник 16 августа перешел в контрнаступление с целью овладеть важнейшими узлами дорог – городами Шяуляй и Елгава.

К исходу дня противнику удалось вклиниться в советскую оборону на глубину до 4 км, а ночью обескровленные в боях подразделения 1382 вынуждены были отойти за огневые позиции дивизиона.

И Георгий сделал все возможное. Бой был жаркий. На позицию артиллеристов двигалось пятнадцать танков. «Бей по головному!» - крикнул Печковский. Гвардии старший сержант Улицкий не расслышал в грохоте разрывов слов командира, но понял его приказ. Два снаряда точно угодили в головной танк фашистов. Он загорелся. Второй расчет поджег соседнюю машину. Потом загорелось еще три танка и несколько бронетранспортеров. Стальная колонна гитлеровцев свернула в сторону. Однако пехота продолжала атаковать взвод. Немцы обошли артиллеристов с флангов. Бой уже шел на огневой позиции гвардейцев.

Георгий Печковский схватил ручной пулемет и стал косить из него гитлеровцев. Все 30 немцев, просочившихся к окопам взвода, были уничтожены. Но в это время другая группа вражеских солдат атаковала с левого фланга.

Печковский повел артиллеристов в рукопашную, оставив у орудий лишь наводчиков. Гвардейцы отбросили фашистов. Орудия снова заговорили в полную силу.

Но теперь командир взвода уже отдавал распоряжения лежа: он был смертельно ранен.

- Прощайте, товарищи! - прошептал Георгий Печковский.- Стоять насмерть!

Собрав последние силы, гвардии лейтенант достал из кармана партбилет, положил его себе на грудь. Парторг приложил ухо к сердцу командира. Оно больше не билось.

Гитлеровцы отступили». [ 1 ]

За этот подвиг Георгий указом Верховного Совета и был удостоен звания Героя СССР.

В музее хранится фотография с поля боя героя - земляка,  на котором побывала мать героя. Пристально вглядываясь, я понимаю, о чем думает мать, потерявшая своего ребенка. Утешением может стать только то, что дорогой в жизни их сын сделал все для победы над ненавистным врагом, он отдал жизнь за Родину. [ П.8 ]

Я узнал, что именем Героя не только в г. Борисоглебск Воронежской области, но и в городе Науёин-Акмяне (Литва) названы улицы. Во дворе МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» и в Аллее Героев мемориала «Скорбящая мать» Г.А. Печковскому установлены бюсты. Около мемориальной доски на  здании гимназии проходят дни памяти. В интернет-источниках имеется информация, что в городе Монастырщина в Аллее Героев также установлена стела Г.Печковскому. [ П.9 ]

 Приказом Министра обороны СССР от 29 апреля 1965 года навечно зачислен в списки личного состава ракетного полка 10-й ракетной дивизии. В связи с расформированием части приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 марта 1998 года навечно зачислен в списки личного состава 2-го дивизиона 168-го ракетного полка 28-й гвардейской Козельской ракетной дивизии. [ 2 ]

 Изучаю историю нашей Родины, в том числе темы, связанные с Великой Отечественной войной, я понимаю – этого недостаточно. О людях, которые ценной своей жизни внесли свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Собранной информацией о герое СССР Г.Печковском, я хочу поделиться с обучающимися своей гимназии и ребятами других школ. Как можно больше людей должны знать о своем герое – земляке.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над исследованием по теме «Цена Победы», мной были прочитаны художественная и документальная литература, изучен весь материал, находящийся в школьном музее «Наследие», о жизни и боевом подвиге герое СССР Г.А.Печковском. Из них я понял, что всё дальше и дальше война от нас и нам, живым, надо больше знать о своих земляках-героях. У каждого из них была малая родина, родители, любимые занятия, мечты… Я горжусь, что учусь в гимназии, в которой учился настоящий ГЕРОЙ, пожертвовавший собой ради мира и счастья будущего поколения. [ П.9 ]


 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Гринько А.И. В боях за Воронеж (Хроника героической обороны города). Воронеж, Центр.-Чернозем.кн-изд-во, 1985.-223с.

2. Гринько А.И. Линия Ратной Славы.-Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во, 1988.-175с.

Интернет-ресурсы

1. http://nasledie-1.narod.ru/exskurpech.html

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Печковский,_Георгий_Антонович

3. http://domveteranovomsk.ru/geroi/pechkovskiy-georgiy-antonovich

4. http://divizia-rkka.ru/георгий-антонович-печковский/

5. https://memory-map.prosv.ru/#/memorial-6. 4286/type=map&center=51.350586,42.105785&zoom=13


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Письмо Г.Печковского своему отцу

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Г. А.Печковский


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Книга, подаренная Г.Печковскому за участие в конкурсе


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Г.Печковский с одноклассниками

Г.Печковский с одноклассником В.Точилиным


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Одноклассница Г.Печковского О.Паршина

 

Табель успеваемости Г.Печковского

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Г.Печковский с одноклассниками

Тумбочка и кровать Г.А.Печковского в военной части


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Открытка от Г.Печковского отцу

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

 

 

Родители Г. Печковского на месте гибели сына

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Фото. Я, Негадов Д., работаю в школьном музее «Наследие»

Фото. Я, Негадов Д., у бюста Г.Печковского во дворе МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» и на мемориале «Скорбящая мать», г Борисоглебск



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.