Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

НАСТАВЛЕНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

И ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ

НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(общие требования)

 

 

Москва 2008


 

Наставление по организации экстренного реагирования и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (общие требования) разработано Департаментом оперативного управления МЧС России.

В подготовке Наставления принимали участие: руководство МЧС России, руководители и сотрудники структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны» (ФЦ), ФГУ «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС России, Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Редакционная коллегия:

канд.   техн.   наук   А.П.   Чуприян,   С.С.   Салов,   д-р   техн.   наук    В.П. Молчанов, А.А. Доротюк.


ВВЕДЕНИЕ

 

Наставление по организации экстренного реагирования и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (общие требования) (далее - Наставление) разработано в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 7 марта 2005 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ведомственных нормативных правовых актов и соглашений.

Целью настоящего Наставления является реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в области нормативного регулирования и управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координации действий аварийно-спасательных формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Наставление определяет общие требования к организации и осуществлению экстренного (оперативного) реагирования на чрезвычайные ситуации постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления, силами и средствами (аварийно-спасательными формированиями, подразделениями пожарной охраны) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также к проведению первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с чрезвычайными ситуациями.

Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом положений и требований соответствующих нормативных правовых актов.

Самостоятельное проведение гражданами первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ Наставлением не регулируется.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Основные понятия

В настоящем Наставлении применяются следующие основные понятия:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и которые осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Органы повседневного управления РСЧС - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров или главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций или объектов.

Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации -мероприятия, проводимые органами управления РСЧС, взаимосвязанные по цели, времени и месту действия и включающие в себя своевременное получение информации о возникновении чрезвычайной ситуации, оповещение населения и заинтересованных организаций, оценку обстановки, принятие решений и организацию ликвидации чрезвычайной ситуации имеющимися силами и средствами в целях смягчения ее последствий.

Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасание жизни и сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде, а также на локализацию зоны ЧС, прекращение действия опасных факторов ЧС.

Локализация чрезвычайной ситуации - предотвращение дальнейшего распространения опасных факторов ЧС в результате выполнения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, подверженная воздействию опасных факторов ЧС, границы которой установлены руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) - комплекс действий, направленных на спасание людей и имущества, локализацию ЧС и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ и оказании пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - действия по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

К аварийно-спасательным относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых определен Правительством Российской Федерации.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию пострадавшему при ЧС населению медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Основная задача при оперативном (экстренном) реагировании на ЧС и проведении АСР - спасание людей в случае возникновения угрозы их жизни, обеспечение локализации и ликвидации ЧС в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к ее ликвидации сил и средств.

Решающее направление АСР - направление действий АСР, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает решение основной задачи.

Аварийно-спасательная служба (далее - АСС) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- и фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации - орган, координирующий деятельность подсистемы (звена) РСЧС соответствующего уровня, в полномочия которого входит решение вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности.

Руководитель АСДНР - должностное лицо, возглавляющее первое прибывшее на место ЧС подразделение аварийно-спасательного формирования или пожарной охраны и непосредственно организующее применение прибывших сил и средств по назначению, и (или) или его старший оперативный начальник.

Старший оперативный начальник - должностное лицо постоянно действующего органа управления системы РСЧС соответствующего уровня, являющееся в случае ликвидации чрезвычайной ситуации руководителем для всех расположенных на соответствующей территории сил и средств, входящих в систему РСЧС, независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении они находятся.

Руководитель ликвидацией ЧС - должностное лицо, определенное законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенное органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, и прошедшее соответствующую подготовку.

2. Проведение мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется на основе федеральных планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, разработанных на основе Паспортов безопасности критически важных объектов и территорий.

Данные планы включают в себя данные о руководителе ликвидацией ЧС, мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, резервы материальных и финансовых средств, порядок взаиморасчетов и иную необходимую информацию. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

3. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Порядок привлечения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

4. В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации может вводиться чрезвычайное положение.

 

II. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

5. Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.

5.1. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -региональные центры);

на региональном уровне - территориальные органы МЧС России -органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

5.2. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

5.3. Органами повседневного управления РСЧС являются:

Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России,

дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации могут исполнять полномочия дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих положений в Соглашениях между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части полномочий в решении вопросов, находящихся в ведении МЧС России.

5.4. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- , спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно- . спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны и созданные при органах местного самоуправления.

 

III. УЧАСТНИКИ ЭКСТРЕННОГО (ОПЕРАТИВНОГО) РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

6. Экстренное (оперативное) реагирование на ЧС планируется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых возможно возникновение ЧС:

локальной - силами и средствами организации;

муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

6.1. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

6.2. Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации осуществляется силами, уполномоченными на проведение АСДНР (аварийно-спасательные службы, подразделения пожарной охраны).

6.3. Силы субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение АСДНР (аварийно-спасательные службы, подразделения пожарной охраны), находятся в оперативном подчинении соответствующего территориального органа управления МЧС России.

6.4. К экстренному (оперативному) реагированию на ЧС также могут привлекаться силы и средства аварийно-спасательных формирований организаций с последующей компенсацией затрат в соответствии с расходными обязательствами ответственных за ликвидацию ЧС сторон.

При этом порядок компенсации затрат может быть определен в планах по привлечению сил и средств к ликвидации ЧС, если иное не оговорено законодательством.

Непосредственными участниками АСДНР являются: личный состав органов управления и подразделений, уполномоченных на проведение таких работ (аварийно-спасательных и поисково-спасательных служб, подразделений пожарной охраны), аварийно-спасательных формирований организаций, добровольные спасатели и пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники других ведомств, принимающих непосредственное участие в ликвидации ЧС.

6.5. Участники АСДНР при ликвидации ЧС обязаны:

выполнять требования законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и настоящего Наставления;

неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

неукоснительно выполнять распоряжения, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

поддерживать в установленном порядке оперативную связь;

соблюдать правила охраны труда;

обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной за подразделением техники и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;

следить за изменениями обстановки в зоне ликвидации ЧС, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению руководителя ликвидацией ЧС или других оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;

проявлять взаимовыручку, активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.

Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

6.7. Участники АСДНР при ликвидации ЧС имеют право:

осуществлять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства и настоящего Наставления;

проникать в места распространения (возможного распространения) опасных факторов ЧС;

создавать условия, препятствующие распространению опасных факторов ЧС и обеспечивающие их ликвидацию;

использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий.

6.8. Участники АСДНР при ликвидации ЧС при продолжительном времени ведения работ обеспечиваются питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.

6.9. Участники АСДНР при ликвидации ЧС, виновные в неисполнении , обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, k административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТИ К ЭКСТРЕННОМУ (ОПЕРАТИВНОМУ) РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

 

7. Готовность к экстренному (оперативному) реагированию на ЧС организуется заблаговременно.

7.1. В отсутствие угрозы возникновения ЧС органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в целях поддержания готовности сил, предназначенных для ликвидации ЧС на определенной территории, организуют и проводят с ними учения и тренировки по ведению АСДНР при ликвидации ЧС, используя все возможные сценарии развития ЧС.

7.2. При угрозе или возникновении ЧС органы управления и силы МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС приводятся в соответствующую степень готовности.

При этом используются соответствующие разделы плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления осуществляют оперативное реагирование на складывающуюся обстановку, принимаются экстренные меры по защите населения, спасанию материальных и других ценностей.

7.3. Организация готовности органов управления и сил РСЧС к экстренному реагированию включает в себя следующие этапы:

7.3.1. В отсутствие угрозы возникновения ЧС:

сбор информации о характерных опасностях и рисках возникновения ЧС;

предварительное планирование АСДНР в зонах возможного возникновения ЧС с учетом обеспечения действий сил, привлекаемых к ликвидации ЧС;

создание системы управления действиями в условиях ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;

организацию взаимодействия привлекаемых к ликвидации ЧС сил;

организацию повседневного наблюдения и контроля за состоянием объектов, окружающей среды и силами постоянной готовности.

7.3.2. При угрозе возникновения ЧС:

передачу в установленном порядке информации об угрозе возникновения ЧС;

приведение системы управления в соответствующую степень готовности к выполнению задач;

введение в действие планов в части предупреждения ЧС;

 

усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

создание группировок сил и средств РСЧС, приведение их в готовность к ведению АСДНР;

выдвижение соответствующих оперативных групп и (или) сил и средств в район прогнозируемой ЧС.

7.3.3. При возникновении ЧС:

передачу в установленном порядке информации о возникновении ЧС;

введение в действие планов в части ликвидации ЧС;

выдвижение группировки сил и средств в зону ЧС и организацию всестороннего ее обеспечения;

организацию разведки зоны ЧС;

восстановление, при необходимости, нарушенных функций системы управления;

организацию и проведение АСДНР;

ликвидацию последствий ЧС.

 

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

 

8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализации ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:

прием и обработку вызовов;

выезд и следование к месту вызова (ЧС);

развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;

разведку зоны ЧС;

поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой медицинской помощи и подготовка к эвакуации в безопасные районы;

локализацию ЧС;

выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;

сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.

8.1. Прием и обработка вызовов

8.1.1. Прием и обработка вызовов осуществляется оперативным дежурным (дежурным диспетчером) аварийно-спасательного формирования, подразделения пожарной охраны (далее - подразделение, уполномоченное на проведение АСДНР) и включает в себя:

прием от заявителя и фиксирование в журнале учета вызовов информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

подачу сигнала «ТРЕВОГА»;

выдачу должностному лицу, возглавляющему дежурную смену или караул подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР, путевки о выезде на ЧС, а также плана (карточки) или выписки из плана ликвидации ЧС при их наличии;

передачу в установленном порядке имеющейся информации об объекте ЧС и направлении сил и средств к месту вызова.

8.1.2. При приеме информации от заявителя о ЧС оперативный дежурный (дежурный диспетчер) должен по возможности установить:

адрес и иные сведения о месте возникновения ЧС; наличие и характер опасности жизни и здоровью людей; особенности объекта, на котором произошла ЧС;

фамилию, имя, отчество заявителя;

иные сведения (в том числе номер телефона заявителя) о ЧС, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

8.1.3. Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте возникновения ЧС и принятия решения о выезде.

8.1.4. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не должна задерживать выезд и следование сил и средств к месту возникновения ЧС.

8.1.5. После обработки вызова в район ЧС в установленном порядке должны быть направлены силы и средства РСЧС в соответствии с имеющимися планами привлечения сил и средств и иными документами.

8.1.6. Дополнительная (уточненная) информация о ЧС должна незамедлительно передаваться оперативным дежурным (дежурным диспетчером) по имеющимся каналам связи должностному лицу, возглавляющему подразделение, уполномоченное на проведение АСДНР, в том числе и во время следования к месту возникновения ЧС.

8.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС)

8.2.1. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) включают в себя сбор личного состава по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на автомобилях и иных специальных транспортных средствах на место вызова (ЧС).

8.2.2. Выезд и следование к месту вызова (ЧС) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается:

быстрым сбором и выездом личного состава подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР (в течение времени, не превышающего нормативное);

движением специальных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной и обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

знанием особенностей района выезда.

 

 

8.2.3. Для сокращения времени следования специальных автомобилей к месту ЧС на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может ограничиваться дорожное движение.

8.2.4. Следование к месту возникновения ЧС может быть приостановлено только по распоряжению оперативного дежурного (дежурного диспетчера).

8.2.5. В случае вынужденной остановки специальных автомобилей, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), руководитель подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР, обязан:

немедленно сообщить о случившемся оперативному дежурному (дежурному диспетчеру);

оставить на месте остановки для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя специального автомобиля;

принять меры по доставке личного состава и специального оборудования на место вызова.

8.2.6. При следовании к месту вызова (ЧС) по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

обеспечить сохранность специальной техники и оборудования; организовать размещение, питание и отдых личного состава; при наличии времени организовать изучение личным составом обстановки в зоне ЧС и уточнить их действия при проведении АСДНР.

8.3. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС

8.3.1. Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, - размещение личного состава, специальной техники и оборудования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидацией ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.

8.3.2.Развертывание сил и средств проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими действия сил, предназначенных для проведения АСДНР, а также инструкциями по эксплуатации специализированной техники и оборудования и рекомендациями (указаниями) по ликвидации различных видов ЧС, с учетом первоочередного проведения работ на решающем направлении.

8.3.3. При развертывании сил и средств и последующем проведении АСДНР для обеспечения безопасности участников ликвидации ЧС, возможности маневрирования прибывающей специальной техникой и оборудованием, установки резервной специальной техники, оборудования и развертывания дополнительных объектов обеспечения АСДНР могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц на место возникновения ЧС и движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия выполняются личным составом в порядке, определяемом руководителем ликвидацией ЧС.


8.4. Ведение разведки зоны ЧС

8.4.1. Разведка зоны ЧС представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о ЧС, необходимой для оценки обстановки и принятия решений по организации АСДНР.

Разведка ведется непрерывно с момента получения информации о возникновении ЧС и до ликвидации чрезвычайной ситуации.

8.4.2. При ведении разведки необходимо установить:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также возможность зашиты (эвакуации) имущества;

основные характеристики опасных факторов ЧС и пути их распространения;

возможность вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленных особенностями местности, технологии и организации производства на объекте возникновения ЧС;

наличие и местонахождение ближайших средств, пригодных для ликвидации ЧС, возможные технологии их использования;

наличие в зоне ЧС объектов повышенной опасности (электроустановок под напряжением, взрывчатых, химических веществ и пр.), возможность и целесообразность их нейтрализации или вывода из зоны ЧС;

состояние строительных конструкций в зоне ЧС, их особенности, влияющие на ход ведения АСДНР;

возможные пути ввода сил и средств для проведения АСДНР и иные данные, необходимые для выбора решающего направления действий;

необходимость оказания пострадавшим экстренной медицинской и психологической помощи;

достаточность сил и средств, привлекаемых к проведению АСДНР.

Личным составом, участвующим в разведке, в зависимости от обстановки выполняются и другие необходимые действия.

При проведении разведки зоны ЧС необходимо использовать документацию и сведения, представляемые должностными лицами, знающими местность, объемно-планировочные и конструктивные особенности зданий и сооружений, технологические процессы производства, инженерные системы противоаварийной и противопожарной защиты.

8.4.3. Разведку проводит руководитель ликвидацией ЧС, другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие АСДНР на порученном им участке работы.

При организации разведки руководитель ликвидацией ЧС:

определяет направления разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.