Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского



 

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского

(ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

 

Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Реферат

Дисциплина: Педагогика

Тема: « Мудров М.Я. О нравственном облике врача »

Выполнил: Бурлов А.И.

2 курс, лечебный факультет

Группа № 6

Проверил_______________

 

Саратов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Биография Мудрова М.Я.

2. Работа Мудрова М.Я. «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача »

3. Нравственный облик русского врача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Что есть человек и почему необходимо человеколюбие?». Этот вопрос не дает покоя философам, медикам на протяжении нескольких тысячелетий. На вечные вопросы нет и, по всей видимости, не будет абсолютно точных, универсальных ответов. Однако философское осмысление этих наисложнейших проблем остается основной задачей и в теоретической, и в практической медицине. Философский гуманизм как система духовно-нравственных ценностей в медицине, в которой приоритетными были и остаются нормы морально-этического поведения, стал исходным понятием как в науке в целом, так и в медицине как сфере общечеловеческой культуры.

Следует отметить, что гуманистические принципы, такие, как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину извне. Сам процесс становления медицинского менталитета должен привести к формированию и развитию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычайно ярко проявила себя в отечественной медицине. Она всегда была тесно связана с решением проблемы отношения врачей не только к жизни, здоровью, но и к смерти людей.

Далее я рассмотрю точку зрения Мудрова Матвея Яковлевича по данному вопросу, а именно о нравственном облике русского врача.

 

 

1. Биография Мудрова М.Я.

Мудров Матвей Яковлевич родился в Вологде, в семье священника. Учился в Вологодской духовной семинарии, но не закончил ее, а перешел в Главное народное училище, чтобы иметь возможность служить по гражданской части. На учебу мальчик был вынужден сам зарабатывать себе деньги переплетным делом и репетиторством. Отправившись в Москву для продолжения учебы, юноша по преданию получит от отца медный крест, которым был крещен, фаянсовую чашку и 25 копеек денег. Больше отец ничем ему помочь не мог.

Мудров поступил сразу в старший класс гимназии при университете, а в 1796 году был зачислен в университет казеннокоштным студентом для изучения «врачебных наук». В конце первого курса за глубокое познание теоретических наук Матвей получил свою первую золотую медаль. В 1796 году он был допущен к курсу врачебных наук. Однако его поджидало разочарование. Курсы врачебных наук, как и все преподавание медицины, велись в отрыве от практики. Студенты не видели больных и даже на фантомах работали редко. Признавая прекрасные лекторские способности и знания профессора Виля Михайловича Рихтера, читавшего хирургию и повивальное искусство, студенты справедливо роптали, что профессора не знакомят их с повседневными буднями врача, диагностикой и лечением. Мудров впоследствии говорил: «Мы учились танцевать, не видя, как танцуют». В 1800 году М.Я.Мудров закончил университет со степенью кандидата и двумя золотыми медалями. Звание кандидата давало возможность после совершенствования в науках заняться преподавательской деятельностью в университете. Практику врача Мудров приобрел, прослужив два года в Санкт-Петербургском морском госпитале.

В 1807 году Мудров издает сочинение о военно-полевой хирургии на французском языке «Принципы военной патологии». Этот труд был первым руководством по военно-полевой хирургии, написанный русским врачом. Он сыграл важную роль в подготовке военных врачей и организации лечения раненых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Матвей Яковлевич после Аустерлицкой битвы первым в России читает курс военной гигиены. Он автор первого руководства по военной гигиене, или науки сохранения здоровья военнослужащих, которое было опубликовано три раза — в 1809, 1813 и в 1826 годах. Он также один из основоположников русской военно-полевой хирургии и терапии. Знаменательно, что его учеником в университете был будущий великий хирург Н.И. Пирогов. Мудров любил говорить молодым врачам: «Держитесь сказанного Гиппократом. С Гиппократом вы будете и лучшие люди и лучшие врачи».

Удивительный человек и врач, Мудров умер от холеры 8 июля 1831 года в Петербурге. «Жизнью жертвую ради жизни других» — этот латинский афоризм о самопожертвовании Матвея Яковлевича Мудрова. Последний приют он нашел на холерном кладбище, которое было создано на Выборгской стороне, за церковью Святого Самсона. Поставили на могиле темный гранитный памятник, который со временем затерялся среди других могил, и забыли о человеке хрестоматийной скромности, великом русском терапевте.

2. Работа Мудрова М.Я. «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача »

     Преклоняясь перед гением Гиппократа и его морально-философскими взглядами, Матвей Яковлевич поставил перед собой задачу – перевести на русский язык труды великого врача древности. Мудров не сомневался в том, что эта работа по переводу Гиппократа принесет большие и полезные результаты. На взгляды Гиппократа он обращал внимание не только врачей и студентов, но и широкой публики, предлагая ей «по сим живописным чертам научиться выбирать для себя врачей Гиппократовых» и тем побуждать медицинскую молодежь совершенствоваться в своей специальности.

  Перевод требовал громадного труда. Преодолеть все трудности, как говорит сам М. Я. Мудров, было в сто раз тяжелее, чем написать собственное сочинение. «Но плененный мудростью Гиппократа, движимый любовью к своим достойным слушателям, благом общества и славой Московского университета, я решился проводить ночи с Гиппократом».

  В 1817 году он представил медицинскому факультету два перевода афоризмов Гиппократа – краткий и пространный. К сожалению, оба они не были напечатаны.

     Великий русский врач и учёный, декан медицинского факультета Московского университета Матвей Яковлевич Мудров на торжественном заседании по поводу обновления факультета 15 октября 1813 года произнёс судьбоносную для отечественной медицины речь «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», в которой связал достоинство врача с достойным служением Родине, высокими нравственными качествами и в особенности с его благочестием. Отметив самоотверженное поведение питомцев и профессоров Московского университета на фронтах Отечественной войны 1812 г., он обратился к студентам медицинского факультета: «А чтобы сделать Вас некогда достойными сего важного служения … я предприемлю беседовать с Вами о нравственных качествах врача и, в особенности о его благочестии.… Чтоб сохранить достоинство истинного врача, ему нужно соединить медицину с мудростию и с другими науками: таковой врач славится от родителей и от детей»

 

3. Нравственный облик русского врача.

Ко времени нашествия Наполеона на Россию количество русских врачей было невелико; миллионная армия имела в своем составе не более 500 врачей. Медицинскую помощь гражданскому населению, главным образом имущим классам, оказывали частнопрактикующие врачи, большей частью иностранцы. Атенгофер писал, что некоторые дворянские семьи имели своего домашнего медика, а иные содержали даже двух лекарей, одного для господ, а другого для слуг. Гранвиль в книге «Состояние медицины в Петербурге» писал, что в 20-х годах в Петербурге было около 300 медиков, преимущественно иностранцев, которые главным образом обслуживали дворян и чиновников. Среди приехавших в Россию иностранных врачей было много таких, которые на свою специальность смотрели как на источник наживы; они занимались надувательством с целью обогащения и устройства своего личного благополучия.

Подобное поведение иностранных врачей бросало тень и на русских врачей. Общественное положение последних было более чем незавидно. Не пользуясь авторитетом, они часто терпели издевательства и унижение со стороны московских вельмож и толстосумов. Столь бесправное положение врачей в обществе объяснялось пренебрежительным отношением к ним господствующих классов, которые третировали и угнетали русских врачей.

     Мудров поставил перед собой задачу поднять престиж русского врача, вывести его из бесправного состояния и воспитать в духе гуманизма, честности, бескорыстия и преданности интересам своей Родины. В связи с этим представляет интерес его речь, произнесенная 15 октября 1813 г. на торжественном заседании по поводу обновления медицинского факультета Московского университета после изгнания из пределов России наполеоновских полчищ («Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача»). В этой речи Мудров освещает самоотверженное поведение питомцев и профессоров Московского университета, которые в столь грозные и славные для родины дни «в едином порыве своей грудью преградили путь к сердцу России». «Когда неистовый враг наш внес с собою в сердце России оружие и пламя, тогда замолкли науки и искусства в нашем святилище, в то время мы в ужасе бежали с полей московских; огонь пожирал учебные заведения, блистательные кабинеты, богатые библиотеки и хранилища учебных обществ. Казалось, что с пожаром Университета и его заведений сгорели и самые науки и разрушились памятники учености. Но нет! Науки... пошли с нами странствовать по всей России. Большая же часть воспитанников Московского университета, оставя мирные науки и искусства, подняла оружие во спасение Отечества... Наш же медицинский факультет совершенно закрылся за лишением профессоров и студентов, или лучше покрыл себя славой и доблестями. Одни пошли на поле брани, другие поехали сопровождать раненых, на брани Бородинской уязвленных. Профессор публичный, ординарный, доктор Грузинов, оставив кафедру анатомии, вступил в Московское ополчение. Он умер на полях литовских... Профессор публичный, ординарный, доктор Реннер, оставив кафедру ветеринарной науки, вступил в козацкие полки». Другие питомцы и профессора, находясь в глубине страны, продолжали работать на научном поприще, и все, без единого исключения, своим самоотверженным поведением покрыли славой имя старейшего и первого в России университета. Героическое и самоотверженное поведение слушателей Московского университета должно послужить образцом и для всех последующих поколений врачей.

Русские врачи в суровых условиях войны 1812 г. и при слабой организации медико-санитарного обеспечения армии с честью выполнили тяжелую работу, выпавшую на их долю. Благоприятные отзывы о них, данные главнокомандующими армиями, вынудили Александра I в манифесте, изданном по случаю победоносного окончания войны и изгнания врага, отметить самоотверженную и полезную деятельность медицинского персонала. По окончании войны отношение общества к русским врачам в значительной степени улучшилось. Но необходимо было закрепить авторитет русских врачей путем повышения качества их подготовки и воспитания в духе истинного гуманизма и любви к народу. В своем обращении к студентам медицинского факультета Мудров говорил: «Теперь к Вам я обращаюсь, новые воспитанники целебной науки. Я уверен, что Вы восхищаетесь вместе со мной блистательным примером студентов, Вам предшествовавших... А чтобы сделать Вас некогда достойными сего важного служения... я предприемлю беседовать с Вами о нравственных качествах врача, и в особенности о его благочестии».

Перед своими слушателями Мудров в первую очередь ставил весьма важный в принципиальном отношении вопрос о врачебном призвании. В то время было распространено мнение, что врачебная наука и искусство являются лишь уделом немногих избранных лиц, одаренных врожденным призванием к медицинской деятельности.

Взгляд на врачебную профессию как священную, а на врачей, как носителей сверхъестественных свойств брал свое начало с древних времен, и Мудров ставил вопрос, всякий ли человек способен познать медицину или для этого требуются особые качества. Он считал, что врачом может быть всякий человек, обладающий способностью к изучению медицинских наук, имеющий необходимые условия для учения и стремящийся овладеть своей профессией. «Таковых только людей, - писал Мудров, - имевших все потребности для изучения медицины и имеющих истинное познание оной и именем и делом, медиками почитать должно».

Своим материалистическим определением Мудров отвергает идеалистические суждения многих иностранных ученых, рассматривающих медицинскую профессию как сверхъестественные дар и призвание.

 Овладение врачебным искусством связано с большими усилиями, требует не только усердия, но постоянного усовершенствования. Кто не в состоянии преодолевать предстоящих трудностей, обязан оставить эту профессию, так как, по мнению Мудрова, «врач посредственный более вреден, нежели полезен. Больные, оставленные натуре, выздоровеют, а пользованные этими врачами помрут».

 Мудров считал, что врач обязан воспитывать в себе особые черты характера и отличаться своим поведением. Он должен быть скромным, честным, непорочным, благоразумным, не жестоким, не гордым, сдержанным и умеренным в образе жизни. Только такой врач может пользоваться необходимым уважением и любовью своих пациентов. Врач обязан обращать внимание на свою внешность и одеваться чисто и опрятно и следить за цветом лица и быть здоровым, «...ибо, - писал Мудров, - о худощавом и вялом думают, что он ни себе, ни другим помочь не в силах».

Врач должен отличаться от всех окружающих и своим обращением с людьми. Он должен быть правдивым во всех своих поступках, «ибо врач ежедневно имеет соотношения с больными», которые, убедившись в его искренности, будут верить и беспрекословно подчиняться ему во всем. Большое значение придавал Мудров поведению врача у постели больного. Врач при посещении больных должен считаться с состоянием пациента и окружающих его родных и неуместной развязностью не ронять своего достоинства. У постели больного врач должен все «...делать без торопливости, употреблять все рачение, отвечать благоразумно на противоречия, не терять себя при замешательстве домашних, быть строгу в обличении беспорядка, готову к услужливости».


Мудров советовал врачам чаще посещать своих пациентов, чтобы вовремя отменить неправильные назначения и в ходе развития заболевания предпринимать необходимые эффективные мероприятия. Он рекомендовал при пользовании больных тщательно изучать окружающую больного бытовую обстановку и по мере возможности устранять все те факторы, которые могут вредно влиять на процесс выздоровления. Врач не должен раскрывать перед пациентом своих опасений в отношении исхода заболевания, поскольку он обязан, по словам Мудрова, «многое от больного... скрывать, всегда входить к нему с веселым и утешительным лицом, отводить его от прихотей, обличать в ошибках, с неудовольствием, уговаривать с ловкостью и утешать, но не открывать настоящего положения болезни и будущего оной исхода».

 

Истинный врач не должен останавливаться на достигнутом; он обязан постоянно совершенствовать свои знания и, не ограничиваясь лишь медицинскими знаниями, изучать и смежные дисциплины, так как грамотные и разносторонне образованные врачи всегда пользуются большим доверием со стороны больных и окружающих.

 Обращаясь к студентам и сослуживцам, он советовал им: «Вам нужнее беспрестанно бодрствовать, беспрестанно трудиться... Я вас призываю к трудам необыкновенным».

Мудров решительно осуждал тех врачей, которые бравируют своими знаниями, поносят науку, но сами никакой пользы обществу не приносят. «Сокровенное и неизвестное изобретать, недоконченное совершить, есть обет и должность осмысленного человека», писал Мудров.

Он с пренебрежением относился к тем врачам и ученым, которые в своем неверии и злопыхательстве стремились посеять недоверие к новым открытиям и изобретениям, надменно их игнорировали и «злословие вокруг полезных трудов сделали целью своей жизни».

 Каждый врач должен стремиться к мудрости, но не к мудрствованию, т. е. пустословию и простому любопытству, так как для больных от подобного мудрствования не бывает пользы, другое дело, когда имеется истинная мудрость, которая в науке творит чудеса. «Сих людей, упоенных мудростью, узнаешь по платью, по приличному украшению без излишностей, по виду, внушающему о себе доброе мнение и почтение, по лицу, на коем напечатлен смысл и обработанный дух».

Самонадеянность молодого и малоопытного врача, когда ему приходится встречать сложные и запутанные заболевания, не является добродетелью. Подобные врачи совершают преступление перед своей врачебной совестью и перед обреченным пациентом, если, сознавая свое бессилие, из чувства ложного стыда или нежелания показать свою слабость перед больным и его окружающими не прибегают к помощи своих компетентных коллег. «Честно поступает тот врач, который, видя опасность болезни и чувствуя недовлительность своего рассуждения и опытности, советует звать других врачей, дабы общим советом вникнуть в причины болезни и вместе подумать о способах облегчения, ибо, когда боль и болезнь безпрестанно увеличиваются, тогда по недостатку совета, самые полезные вещи врачу не приходят на память... умный и благомыслящий врач не будет из зависти поносить другого; в противном случае он тем самым докажет свое слабоумие. Сие делают только площадные торгаши, которые ищут прибытка».

В своей практической деятельности Мудров строго придерживался указанного принципа. Он весьма охотно советовался с опытными врачами и высоко ценил их указания. Обращаясь к своим слушателям в 1820 г., он говорил: «Быв некогда сам молод и неопытен, я всегда любил добрые советы старых врачей, люблю их и ныне и всегда готов ими пользоваться. Я торжественно, с благодарностью признаю, что благовременные советы таковых врачей были для меня первой и лучшей школой в Москве».

Касаясь вопросов поведения врача и вознаграждения его за труд, Мудров клеймил уродливые формы, которые наблюдались в частной практике.

Так, например, нередки были случаи, когда врачи для придания своему посещению внешнего шика нанимали пышную карету, «чтобы показать свое благочестие; войдя к больному, в первую очередь молились перед образом и лишь после этого переходили к осмотру пациента». Осмотрев больного, даже в случаях относительно легких становились весьма серьезными и мрачными, подавленным тоном сообщали окружающим: «ничего еще не могу сказать; приложу все разумение, а впрочем, на все воля Господня». Через несколько дней пациент выздоравливал от пустякового заболевания, труд врача оплачивался несоразмерно потраченному времени, а слава о «чудесном исцелителе» катилась по Москве и росла как снежный ком.

Он внушал своим слушателям, что истинный врач у постели больного обязан искать не личную пользу, а исцеление недуга. Только этим обеспечивается честь и слава, что для преданного своему делу врача должно быть превыше всего. «Иногда лечи даром за счет будущей благодарности, или, как говорится, не из барыша, была бы слава хороша... ибо, кто человеколюбив и милосерд, тот есть истинный любитель и любимец науки. Многие больные чувствуют опасность своей болезни, но, уверены будучи в человеколюбии врача, уверенными остаются и в своем выздоровлении».

Среди наставлений Мудрова встречаются практические советы, которые на первый взгляд кажутся находящимися в некотором противоречии с его нравоучением о честности и бескорыстии.

 Так, например, в речи, произнесенной при открытии новых клиник, он, обращаясь к своим слушателям, говорил: «Вы будете бедные врачи, если будете знать одну только медицину богатых. В опочивальню вельможи нет другого пути врачу, как чрез людские избы их челядинцев и чрез хижины бедных. Это суть колокола, в кои сначала будут благовестить о вашем искусстве». Это место из выступления Мудрова было истолковано А. Ф. Кони как совет, отличающийся «цинической наивностью», что несправедливо и незаслуженно по отношению к такому врачу-демократу, каким был Мудров. Ведь медицинской помощью могли пользоваться лишь состоятельные люди, а бедные оставлялись на произвол судьбы, если не считать скудного количества больничных коек, явно не удовлетворявших нужд населения.

 Несомненно, что Мудров стремился привлечь внимание будущих врачей к нуждам народа, «хижинам бедных и к людским избам челядинцев» вельмож.

      К трудовому народу Мудров относился с большой симпатией. Бедных больных он лечил безвозмездно, снабжал их лекарствами, продуктами, а иногда и деньгами. Своим бескорыстием он не раз озадачивал московских вельмож и толстосумов.

Со слов Мудрова известен такой эпизод: во время визита к одному купцу, который славился в Москве своей жадностью, его жена, будучи еще более алчной, чем муж, в руках перебирала две бумажки - красную и синюю, - не зная какой из них расплатиться. Окончательно решившись, она дала синюю (3 рубля). Мудров, увидя, что лакей купца ходит в рваных онучах, протянул ему полученную бумажку со следующими словами: «Что ты, друг, в холоде, голоде и таких мерзких ошметках, можешь простудиться, возьми на сапоги».

Гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине - вот качества, которыми должен, по мнению Мудрова, отличаться моральный облик врача.

ЗКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение моральных предписаний, которые рассматривал Матвей Яковлевич Мудров , адресованных врачу, показало, что бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине – вот именно этими качествами должен обладать настоящий врач. В условиях современных реалий на формирование общественного мнения о нравственности врача влияет много факторов: менталитет, культурные и этнические особенности людей, веками воспитанное уважение и почитание к врачебному искусству, профессиональная и психолого-педагогическая компетентность врача.

Жизнь врача состоит из лидерских качеств и умение их применения в профессиональной деятельности. Обращаясь к этим качествам врача, слагается определение о враче и его работе.

Это, прежде всего глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику врачебного поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние врача, раскрывающее его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. В каждом поступке и действии врача постоянно должна звучать главная цель — благо больного. Обобщая все выше сказанное, мы пришли к единому мнению, что в каждую историческую эпоху, в каждой стране складывается свое представления о нравственном и духовном началах врача. Но неизменным остается наличие человечности в личности врача в независимости от его профессионализма.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

· https://www.booksite.ru/fulltext/guka/3.htm#8

· https://45minutkz.wordpress.com/2013/01/19

· http://www.historymed.ru/encyclopedia/doctors/index.php?ELEMENT_ID=4939

· Брокгауз и Эфрон. «Энциклопедический словарь» № 39, т. 20, стр. 109. СПб., 1897.

· Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых умерших в 18-19 столетиях, и список русских книг. Берлин, т. II, стр. 348-349, 1876.

· Громбах О. М. «Первые русские ученые медики». «Советская медицина». № 7-8, стр. 303-305, 1945.

· Колосов Г. А. «Значение 1812 года в истории русской медицины». СПб, 1913.

· Кушев Н. «Профессор Мудров», «Врачебное дело» № 17, 1928.

· Некролог «М. Я. Мудров» в книге «Речи, произнесенные в торжественном собрании ИМУ» июля 8 дня 1832 г., стр. 48-50.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.