Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моли́тва тре́тия



Моли́тва тре́тия

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы, на земли́ ни́зу, удалены́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́, на Небеси́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи Преподобного Сергия, игумена Радонежского, были обретены 5 июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины (†25 сентября 1392). Это событие совершилось во время возведения нового каменного Троицкого собора обители, при преподобном игумене Никоне (†17 ноября 1426), любимом ученике и преемнике Преподобного Сергия. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при большом стечении народа, в присутствии крестника Преподобного Сергия – Звенигородского князя Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли, причем оказалось, что не только тело, но и одежды Преподобного Сергия остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде. Мощи Преподобного были поставлены в деревянном Троицком храме (ныне на этом месте храм Сошествия Святого Духа), а в 1426 году их перенесли в каменный Троицкий собор, где они пребывают и в настоящее время.

Вот уже шестое столетие не иссякает поток паломников со всех концов нашего Отечества, приходящих к гробнице с мощами великого угодника Божия, печальника и молитвенника за землю Русскую. Если записать все то, что было передумано и перечувствовано здесь сотнями тысяч богомольцев, получилась бы впечатляющая картина духовной жизни русского народа. В обители Преподобного Сергия – сердце нашего Отечества, именно здесь Святая Русь ощущается как единое целое.

Как же сумел смиренный Радонежский подвижник воспринять такую нравственную силу, которая сделала его всероссийским игуменом, Небесным покровителем России?

Может быть, причина тому – его молитвенные подвиги, многообразие его духовных даров – исцеления, прозорливости, утешения и назидания, совета и вразумления? Но ведь были на Руси и до, и после него многие подвижники, облагодатствованные этими дарами Божиими! Почему же именно к Сергиевой обители сходятся нити русской истории?

Причина в том, что Преподобный Сергий был выразителем идеалов Святой Руси, нашего национального духа, нашего истинного патриотизма, в верности которому Россия необоримо сильна. Преподобный Сергий явился великим воспитателем народа, собирателем народного духа.

Он твердо верил, что наилучшая жизнь на земле – это жизнь по установлениям Неба, в духе Евангельской любви. Идеал такой жизни Преподобный видел во внутреннем, сокровенном бытии Триединого Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Для того Преподобный Сергий и основал монастырь во Имя Живоначальной Троицы, «чтобы постоянным взиранием на образ Ее побеждать страх ненавистной розни мира сего».

Следуя исконно русской традиции – убеждать в истине не столько словами, сколько личным примером жизни, Преподобный Сергий всецело посвятил свою жизнь служению Богу. Удалившись в лесную глушь, в непоколебимом смирении, неослабной строгости к себе, в постоянных трудах и горячей молитве он очистил себя от малейших приражений греха, соделал свою душу обителью Живоначальной Троицы. И Бог, возвышающий смиренных, сделал его источником спасения многих.

Под руководством Преподобного Сергия был создан монастырь; по благословению Патриарха Константинопольского Филофея, Преподобный Сергий ввел в своей обители общежительный устав. Цель монашеского общежития совпадала с его идеалом – устроить жизнь на земле по Божественным законам, чтобы у многих верующих были единая душа и единое сердце.

Велика сила примера! Русские люди увидели, что в стране, обуреваемой междоусобными раздорами, появилась обитель, где царят смирение и бескорыстная благожелательность, доверчивая простота и нелицемерная любовь. И люди потянулись к обители Живоначальной Троицы, чтобы получить исцеление от своих духовных и телесных недугов, чтобы приобщиться Божественной благодати. Преподобный Сергий не отказывал никому в просьбах, он щедро делился своим духовным сокровищем со всяким приходящим. Он и сам ходил к князьям, чтобы примирить их, чтобы собрать Русь воедино. Сила этого духовного единства явилась очень скоро в Куликовской победе благоверного князя Московского Димитрия Донского. Это был триумф не только русского оружия, но прежде всего русского духа.

Как подлинный выразитель народного духа, верного заветам Святого Православия, Преподобный Сергий оказал благотворное влияние на развитие русской национальной культуры. Сам получивший «книжное разумение» благодаря чудесной помощи свыше, он стал покровителем всех, ищущих истинного просвещения ума и сердца. Невидимые, но прочные духовные нити связывали Преподобного и его учеников с богатейшим наследием православной Византии. Еще в юности посещал он «Григорьев затвор» Ростовского Кремля, где подвизались греческие иноки; через своего духовного друга – святителя Алексия, близко знакомого с Патриархами Константинопольскими – Каллистом, учеником преподобного Григория Синаита, и Филофеем, учеником святителя Григория Паламы, несомненно, восприял Преподобный все лучшее из иноческих традиций Афона и Синая. Не случайно один из ближайших учеников Преподобного Сергия – преподобный Афанасий, игумен Высоцкий, был направлен в 1382 году в Константинополь и там двадцать лет провел, изучая и переписывая все лучшее из книжных сокровищ Византии. И впоследствии Троицкая обитель неизменно оставалась средоточием духовного просвещения на Святой Руси. Преподобный Епифаний Премудрый и инок Пахомий Лагофет – составители житий святых, преподобные Максим Грек и архимандрит Дионисий, добросовестно занимавшиеся исправлением Богослужебных книг, старец келарь Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов – талантливые Троицкие иноки-писатели XVII века – таков далеко не полный перечень питомцев школы Преподобного Сергия, потрудившихся на пользу духовного просвещения народа. И в продолжение той же традиции – именно в Лавре в 1738 году была открыта Троицкая Духовная Семинария, а впоследствии Духовная Академия, переведенная из Москвы в 1814 году.

Жемчужина России, Троице-Сергиева Лавра, и поныне является оплотом русского и вселенского Православия. Настоятелем считается Святейший Патриарх Московский и всея Руси, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Здесь проходят все важнейшие события церковной жизни, здесь располагаются Московские Духовные Школы. А главное: на этом небольшом островке среди многомятежного мира, под покровом Царицы Небесной, обещавшей быть неотступной от места сего, особенно чувствуется умиротворяющее дыхание вечности; именно здесь ощущается, что Отечество – это не только земля, не только поля, реки и горы, но это прежде всего люди, это наши святые отцы, которые рождают нас духовно, те отцы, которые руководят нас в Царствие Небесное.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.