Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 9



 

Меджитова Сание СДО(О)-18

Практическая 9

 

1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:

 

а) интерес к языковому сознанию; б) вычленение языковых знаков; в) процесс кодирования речи;

г) интерес к мышлению;

д) выяснение языковой картины мира;

е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.

 

2. Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста.

Важной категорией текста служит его связность. Высказывание является связным, когда оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора.

 

3. Найдите ошибки:

 

а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только системные отношения в языке;

б) высказывание осуществляется ради общения;

в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым единством;

г) текст может быть представлен одним словом;

д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.

 

4. Дайте определение:

 

Текст – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.


5. Подчеркните основные свойства текста:

а) интонационная оформленность;

б) связность;

в) целостность;

г) когнитивная направленность;

д) скважность;

е) информационность.

 

6. Продолжите фразы:

Семантическая связность – это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз.

Показатели целостности текста – это единство тематическое, концептуальное, модальное.

Замысел текста ― это первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего текста. Замысел существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором

Фаза контроля предполагает смысловую отработку замысла текста и коррекцию словесного выражения (вербализации) основной идеи речевого сообщения.

 

 

7. Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.

 

Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла.

А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир.

Ответ: в стихотворении приведены факты, никак не взаимосвязанные между собой. Смысловая целостность отсутствует. Предложения связываются рифмой.

 

 

8. Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность

Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения.

Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации.

9. Составьте модель производства текста и объясните ее.

 

 

10. Перечислите структурные опоры понимания текста.

Опоры, способствующие понимания текста: лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца.

 

11. Почему ситуация (коммуникативная, речевая) является важнейшей опорой понимания текста?

Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности. Под термином коммуникативная ситуация понимается модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.

Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, учителя с учеником и т.д.

 

12. Укажите основные элементы структуры коммуникативного акта:

 

а) жанр;

б) цель адресанта; в) код;

г) речевая организация индивида; д) реакция адресата;

е) психологические состояния коммуникантов.


13. Объясните, как происходит понимание одного текста разными реципиентами.

И. Богин трактует понимание как момент предметно-практического отношения субъекта к объекту и подчеркивает при этом, что понимание текста «не есть акт зеркально-точного переотражения информации из головы автора в голову понимающего текст человека. Здесь имеет место сложное взаимодействие субъективностей продуцента и реципиента, обусловленное, в конечном счете, общественно-историческими причинами» (Богин). В этом толковании процесса восприятия находится объяснение тому факту, что соотнесение смысловых полей читателя и текста оказалось доступным лишь средней и старшей возрастным группам. Для того чтобы стало возможно обращение своего опыта на текст и дальнейшее отражение чужого опыта в согласии со своим опытом, необходимо наличие своего опыта, которого у младших школьников нет по вполне объективным причинам: они находятся лишь на стадии его формирования

 

14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования.

Одно дело язык науки и совсем другое обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой.

15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процес-са. Сделайте выводы о характере данного процесса.

 

Стадии Процессы
Идентификация значения Порождается значение, которое должно быть передано.
Выбор синтаксической струк-туры Конструируется синтаксическая схема предложения с установ-лением слотов для слов.
Порождение                  интонационного контура Словам приписываются различные показатели характера и силы ударения (stress values).
Вставление                      полнозначных слов Нужные существительные, глаголы и прилагательные извлека-ются из лексикона и помещаются в соответствующие слоты.
Добавление аффиксов и слу-жебных слов Добавляются служебные слова (артикли, союзы, предлоги), пре-фиксы и суффиксы.
Установление                      фонетических сегментов В соответствии с фонологическими правилами предложение во-площается в фонетические сегменты.

 

Л. Барсалоу отмечает, что данные уровни признаются в настоящее время многими авторами, тем не менее эта теоретическая картина является упрощенной. Названные уровни не обязательно функционируют в строгой последовательности, они также не являются независимыми друг от друга. Так, фонологическая репрезентация слова на 4-м уровне может оказать влияние на извлечение семантических репрезентаций 2-го уровня, что свидетельствует о необязательном завершении работы на предшествующем уровне до начала работы последующего указывается, что исследования последних лет свидетельствуют о параллельном протекании и сложном взаимодействии многих уровней.

 

16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.

 

 

 

17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте».

В обеих формах речи основу составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.