|
||||||||||||||||
Практическая 9
Меджитова Сание СДО(О)-18 Практическая 9
1. Укажите специфику интереса психолингвистов к тексту:
а) интерес к языковому сознанию; б) вычленение языковых знаков; в) процесс кодирования речи; г) интерес к мышлению; д) выяснение языковой картины мира; е) интерес к речевой организации индивида; ж) анализ структуры языковой личности.
2. Обоснуйте взаимосвязь слова, высказывания и текста. Важной категорией текста служит его связность. Высказывание является связным, когда оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора.
3. Найдите ошибки:
а) высказывание не учитывает коммуникативную ситуацию, а только системные отношения в языке; б) высказывание осуществляется ради общения; в) текст – речевая единица, обладающая связностью и смысловым единством; г) текст может быть представлен одним словом; д) текст состоит из заголовка и сверхфразового единства.
4. Дайте определение:
Текст – это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность. 5. Подчеркните основные свойства текста: а) интонационная оформленность; б) связность; в) целостность; г) когнитивная направленность; д) скважность; е) информационность.
6. Продолжите фразы: Семантическая связность – это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз. Показатели целостности текста – это единство тематическое, концептуальное, модальное. Замысел текста ― это первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего текста. Замысел существует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором Фаза контроля предполагает смысловую отработку замысла текста и коррекцию словесного выражения (вербализации) основной идеи речевого сообщения.
7. Проанализируйте текст с точки зрения связности и целостности.
Ночь. Луна. Кусочек мыла. Собака выла, выла, выла. А в поле трактор «дыр-дыр-дыр». И все мы боремся за мир. Ответ: в стихотворении приведены факты, никак не взаимосвязанные между собой. Смысловая целостность отсутствует. Предложения связываются рифмой.
8. Обоснуйте, почему в данном тексте возникает ложная целостность Построены теннисные корты, бассейны, спортивные сооружения. Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации. 9. Составьте модель производства текста и объясните ее.
10. Перечислите структурные опоры понимания текста. Опоры, способствующие понимания текста: лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца.
11. Почему ситуация (коммуникативная, речевая) является важнейшей опорой понимания текста? Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности. Под термином коммуникативная ситуация понимается модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, учителя с учеником и т.д.
12. Укажите основные элементы структуры коммуникативного акта:
а) жанр; б) цель адресанта; в) код; г) речевая организация индивида; д) реакция адресата; е) психологические состояния коммуникантов. 13. Объясните, как происходит понимание одного текста разными реципиентами. И. Богин трактует понимание как момент предметно-практического отношения субъекта к объекту и подчеркивает при этом, что понимание текста «не есть акт зеркально-точного переотражения информации из головы автора в голову понимающего текст человека. Здесь имеет место сложное взаимодействие субъективностей продуцента и реципиента, обусловленное, в конечном счете, общественно-историческими причинами» (Богин). В этом толковании процесса восприятия находится объяснение тому факту, что соотнесение смысловых полей читателя и текста оказалось доступным лишь средней и старшей возрастным группам. Для того чтобы стало возможно обращение своего опыта на текст и дальнейшее отражение чужого опыта в согласии со своим опытом, необходимо наличие своего опыта, которого у младших школьников нет по вполне объективным причинам: они находятся лишь на стадии его формирования
14. Укажите особенности коммуникативного аспекта изучения текста. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Одно дело язык науки и совсем другое обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой. 15*. Проанализируйте представления о ходе речемыслительного процес-са. Сделайте выводы о характере данного процесса.
Л. Барсалоу отмечает, что данные уровни признаются в настоящее время многими авторами, тем не менее эта теоретическая картина является упрощенной. Названные уровни не обязательно функционируют в строгой последовательности, они также не являются независимыми друг от друга. Так, фонологическая репрезентация слова на 4-м уровне может оказать влияние на извлечение семантических репрезентаций 2-го уровня, что свидетельствует о необязательном завершении работы на предшествующем уровне до начала работы последующего указывается, что исследования последних лет свидетельствуют о параллельном протекании и сложном взаимодействии многих уровней.
16*. Отразите специфику коммуникативного акта в схеме.
17*. Составьте таблицу «Общее и различия в звучащем и записанном тексте». В обеих формах речи основу составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная
|
||||||||||||||||
|