Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Писатели – реалисты



 

Тема: Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы

Цель урока:

ознакомить обучающихся с современными тенденциями в русской литературе, представителями разных литературных направлений;

развивать аналитическое мышление, навыки конспектирования,

прививать любовь к литературе, воспитывать вдумчивого читателя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Виды работы: лекция преподавателя с элементами беседы

Оборудование: портреты писателей

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II.Мотивация учебного процесса

III. Актуализация знаний: беседа с учащимися, что они читают, какое направление в литературе их привлекает; имена каких современных писателей знают.

IV. Новая тема

1. Слово преподавателя

Развитие современной русской литературы – живой и стремительно развивающийся процесс, каждое художественное произведение в котором является частью быстро меняющейся картины. Вместе с тем в литературе происходит создание художественных миров, отмеченных яркой индивидуальностью, определяемых и энергией художественного творчества, и разнообразием эстетических принципов.

Современная русская литература – это литература, которая появилась на русском языке, начиная со второй половины 80-х годов до настоящего времени. В ней отчётливо видны те процессы, которые определили её развитие в 80-е годы, 90-900 годы и, так называемые «нулевые», т. е. после 2000 года.

Следуя хронологии, в развитии современной литературы могут быть выделены такие периоды, как литература 1980-90 годов, литература 1990-2000 годов и литература после 2000 года.

2. Вопрос обучающимся (из повторения):

Какие периоды в развитии литературы XX века мы изучали? Назовите их, назовите имена писателей и поэтов, их произведения. Чем запомнились произведения?

3. Слово преподавателя (продолжение).

Мы рассмотрим каждый из периодов развития литературы конца XX-начала XXI веков, их особенности. Проследим, сохранились ли в этой литературе лучшие традиции литературы предшествующих лет.

Задание обучающимся: сделать записи основных положений лекции

План изложения материала

1. Место литературы 1980-2000-х г.г. в общелитературном процессе

2. Писатели-реалисты.

3. Литература «новой волны»

4. Литература зарубежья.

5. Литература второго тысячелетия.

6. Жанровые формы.

7. Современная драматургия.

8. Жанр эссе.

Преподаватель.

1. Место литературы 1980-2000-х г.г. в общелитературном процессе

3.1.1980-90-е годы войдут в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм. В это же время произошла полная смена культурного кода, состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя

3.2. Последнее десятилетие с 2000 г., так называемые «нулевые» годы, стало средоточием многих общих динамических тенденций: были подведены итоги столетия, усилилось противостояние культур, произошло нарастание новых качеств в различных сферах искусства. В частности в литературе наметились тенденции, связанные с переосмыслением литературного наследия.

3.3. В связи со сменой эстетических, идеологических, нравственных парадигм, произошедших в 1980-90-е годы, радикально поменялись взгляды на роль литературы в обществе. Россия XIX и XX веков была литературоцентристской страной: литература брала на себя многочисленные функции, в том числе она отражала философские поиски смысла жизни, формировала мировоззрение и несла воспитательную функцию, при этом оставаясь беллетристикой.

Вопрос обучающимся (из повторения):какие проблемы поднимались , например, в романе «Отцы и дети» И.Тургенева, в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др. (В романе И. Тургенева – проблемы старшего и младшего поколения, противопоставление двух разных общественных сил, борьба мировоззрений, роль нигилизма в обществе, отношение к искусству, литературе, науке, отношение к русскому мужику, нравственные вопросы; в поэме Н.Некрасова –нравственные и этические проблемы - греха, счастья и др.)

3.4. В настоящее время литература не играет ту роль, которую она выполняла прежде. Произошло отделение литературы от государства, минимализировалась политическая востребованность современной русской литературы.

На развитие современного литературного процесса большое влияние оказали эстетические идеи русских поэтов Серебряного века.

Вопросы обучающимся (из повторения):

1. Какое литературное направление появляется в России в конце 19-начале 20 в.в.? (Модернизм)

2. Что означает слово «модернизм»? (новый, современный)

3. Почему оно возникло? (Разочаровавшись в действительности и реалистических её воспроизведений, протестуя против устаревших литературных форм, литераторы стремятся найти новые формы, темы, средства художественной выразительности)

4. Назовите основные литературные течения этого периода (символизм, акмеизм, футуризм).

5. Назовите поэтов Серебряного века (А.Блок, В.Брюсов, А.Ахматова, Н.Гумилев, В.Маяковский)

Безусловно, классическое наследство, вписанное в хронологическое пространство между А.Пушкиным и А.Чеховым, по-прежнему остаётся источником, из которого современная литература черпает образы, сюжеты, часто вступая в игру с устойчивыми мифологемами. Продолжают развивать лучшие традиции русской литературы писатели – реалисты .

2. Писатели – реалисты

Словарь: реализм

90 – годы - реалистические традиции продолжают развивать Сергей Залыгин, Фазиль Искандер, Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Владимир Войнович, Владимир Маканин, Даниил Гранин, А.Азольский, Б. Екимов, В. Личутин.Творчество этих писателей развивалось в разных условиях: одни жили и творили в условиях зарубежья (А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксёнов), другие безвыездно жили в России.

Особое место в литературе принадлежит писателям, которые обращаются к духовно – нравственным истокам человеческой души. Среди них творчество В. Распутина, писателя, наделённого даром обращаться к самым злободневным моментам современности.

Привести примеры. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Какие проблемы затрагивает?(экологические, нравственные, память предков, верность родному дому, жестокость, мира)

Продолжая и развивая традиции великой русской литературы, писатели этого направления исследуют социально-психологические и нравственные проблемы нашего времени. Их по – прежнему продолжают волновать такие проблемы, как взаимоотношения человека и времени, человека и общества. В неблагополучном мире они ищут ту основу, которая могла бы противостоять хаосу. Они не отрицают наличие смысла бытия, но ставят вопрос о том, что собой представляет реальность, что делает человеческую жизнь осмысленной.

3. Литература «новой волны»

В литературоведении появилось понятие «другая проза», «новая волна», «альтернативная литература», которыми обозначают произведения авторов, чьи произведения появились в начале 80- х годов, эти писатели, разоблачая миф о человеке – преобразователе, творце своего счастья, показывают, что человек – это – песчинка, брошенная в водоворот истории.

Создатели «другой прозы» изображают мир социально сдвинутых характеров, на фоне грубой и жестокой действительности, идея подразумевается. Так как авторская позиция замаскирована, то создаётся иллюзия надмирности. Она до известной степени порывает цепочку «автор – читатель». Произведения « другой прозы» мрачны, пессимистичны. В ней выделяют три течения: историческое, натуральное и иронический авангард.

Художественное освоение мира писателями часто происходит под лозунгом постмодернизма: мир как хаос. Что же такое постмодернизм как литературное направление?

Словарь: Постмодернизм – после модерна.

Как литературное направление постмодернизм сформировался в 60-е годы 20 века. Основные черты постмодернистской литературы:

-сочетаемость разных жанров (драма –детектив, комедия –трагедия и др.)

-римейк (когда классические произведения переписываются заново, заимствуются сюжеты, персонажи из литературы прошлого)

- ирония

- противоречивость текста

- отсутствие одного определенного смысла текста произведения («многосмысловость»)

- преобладающее настроение - трагизм

- универсальный гуманизм, т.е. гуманизм не только по отношению к человеку, но и ко всему живому, природе, миру, Вселенной.

Основное в литературе постмодернистов – внимание к внутреннему миру личности, понимание роли литературы в этом процессе, стремление открыть новые идеи, новые средства выразительности.

Под пристальным вниманием писателей – неореалистов оказывается душа человека, и сквозная тема русской литературы тема «маленького» человека в их творчестве приобретает особое значение, так как она сложна и загадочна не менее, чем глобальные изменения эпохи. Под знаком нового реализма рассматриваются произведения А.Варламова, Руслана Киреева, Михаила Варфоломеева, Леонида Бородина, Бориса Екимова.

Вопрос из повторения: Кто из писателей XIX века поднимал тему «маленького человека»?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.