Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ



ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

 

 (1) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. (2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровень житья. (4) Выводы и предложения докладчика были основанными. (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги. (7) Железнодорожные билеты были заранее уплачены. (8) Дипломант успешно защитил работу. (9) Горожане стали свидетелями концерта на летней эстраде парка. (10) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

 

  Упражнение 2. Приведите примеры однозначных слов-терминов из той области науки, которой вы занимаетесь.

 

Упражнение 3. Найдите в предложениях слова, употребляемые в переносном значении. На чем основан перенос значения?

 

(1) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро. (2) Зал рукоплещет. (3) На сцену вышла первая скрипка. (4) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом. (5) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время. (6) Свинцовые тучи нависли над полем. (7) Ростов — крупный железнодорожный узел. (8) На выставке представили иллюстрированное издание словаря. (9) Воздух обжигает лицо легким морозом. (10) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти.

 

 Упражнение 4. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению — многозначности или омонимии – относятся эти слова. Ответ аргументируйте.

 

(1) Нота до. Папка с нотами. Дипломатическая нота. Истерические ноты в голосе. Петь по нотам. (2) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора. (3) Косить траву. Эпидемия косила людей. Косить на левый глаз. Платье сбоку косит. (4) На Неве развели мосты. Суд развел супругов, Гостей надо развести по домам. Туристы развели костер. (5) Лодка заплыла в бухту. Гуси заплыли жиром. Свеча заплыла воском. Пруд заплыл тиной.

 

Упражнение 5. Объясните значения омонимов с помощью толковых словарей и Словаря омонимов русского языка. Составьте предложения.

 

 Акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать.

 

 Упражнение 6. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

 

(1) «Выражение лица» — «особый взрывной снаряд». (2) «Чувство меры в поведении человека» — «метрическая единица в музыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» — «эмбриональное состояние человека». (4) «Провести некоторое время за чтением» — «выражать преклонение перед кем-либо».

 

 Упражнение 7. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.

 

 (1) беспокойство, волнение, тревога, смятение

(2) самостоятельный, независимый, свободный

 

(3) блестеть, сверкать, сиять, искриться

(4) маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниатюрный

(5) ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний

(6) необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский

(7) печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние

(8) преимущество, превосходство, преобладание, перевес, первенство

 

 Упражнение 8. Составьте синонимические ряды со следующими словами-доминантами.

 

Безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множество, постоянный, приобретать, прочный.

 

 Упражнение 9. К словам иноязычного происхождения подберите русские синонимы.

 

адекватный    аннулировать            антагонизм  апеллировать волонтер        имидж            консолидировать      фиеста форсировать  эквивалентный эксклюзивный

           

 Упражнение 10. Отметьте в приведенных текстах плеоназмы. Исправьте речевые ошибки.

 

(1) В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. (2) Мы добились столь высоких хороших результатов. (3) На фестивале исполнялись произведения народного фольклора. (4) Стройка — это огромная махина, которую нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко позитивно отзывается о прошедших выборах. (6) Для обучения выделяется очень мизерная часть бюджета. (7) В игре оркестра чувствовались тонкие оттенки нюансов. (8) У всех было очень прекрасное настроение. (9) Я лично не могу ответить на этот вопрос. (10) Переезд потребовал огромной массы хлопот и уймы денежных расходов.

 

Упражнение 11*. Выберите нужное слово из стоящих в скобках.

 

(1) Каждый из участников войны должен сделать все, от него зависящее, чтобы (грядущие, будущие) поколения не (знали, ведали) ее кошмаров. (2) Если в коллективе возникла напряженность, ее необходимо (разряжать, погашать, ослаблять, амортизировать). (3) Спортсмен (превзошел, превысил, перекрыл) рекорд своего (предшественника, предтечи). (4) За (предыдущий, предшествующий) год предприятие превратилось в (прибыльное, рентабельное, доходное). (5) С телефонной станции (поступило, пришло) (сообщение, известие, уведомление) о новом повышении тарифов. (6) Предвы­борная компания партии содержала (актуальные, первоочередные, первостепенные, насущные) задачи. (7) Гостям был оказан (учтивый, любезный, радушный, обходительный) прием, (8) Пьеса имела (колоссальный, громадный, выдающийся, значительный) успех.

 

Упражнение 12. В приведенных ниже предложениях устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

 

(1) Машина, о которой речь, уже давно вышла из строя. (2) Для улучшения планирования следует объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики. (3) На юристов и экономистов теперь проходят по конкурсу. (4) Завод получил четыре вагона цемента и три кирпича.(5) Проблемы, по которым переговоры, сразу не решатся. (6) Студенческий отряд летом будет работать на общежитии. (7) Продавать акции мы намерены не только столичным жителям, но и других городов. (8) Большая часть заготовленных овощей погублена зря.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.