|
|||
Семинар 3. Нормы лексического уровня языка.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Семинар 3. Нормы лексического уровня языка.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «лексические нормы». 2. Типы значения слова (прямые /переносные, мотивированные /немотивированные, связанные /свободные). 3. Многозначность слова (метафора, метонимия). 4. Омонимы (их разновидности), паронимы, синонимы (их типы), антонимы (их типы) в языке. Их функционирование в языке. 5. Типы лексических ошибок: плеоназм, тавтология, неоправданное употребление иноязычных, устаревших слов, нарушение лексической сочетаемости, немотивированное использование антонимов.
Практические задания: 1. Обозначьте прямое и переносное значение слов. Если есть переносное значение, укажите его тип. светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое воспоминание; мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие заботы; ком глины, ком в горле, снежный ком; бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление; жить на квартале; пройти 4 квартала; свинцовые тучи, свинцовый слиток; пейзаж за окном, подарить пейзаж известного художника.
2. На каком основании (признаке) возникла метафора в следующих словосочетаниях:ручка двери, носик чайника, евстахиева труба, подошва горы, в основании гипотезы лежит ряд факторов, глазное яблоко, костер рябины красной, перьевая ручка, ножка стола.
3. С помощью метафорического переноса опишите следующие явления: · осенние желтые деревья, сложный учебный предмет, пожилой человек, напрасно выполненная работа, хорошее настроение, смешливый человек, умный человек, хитрый человек. · внешность человека (рост, вес, волосы, глаза, нос, рот и т.д.)
4. Приведите примеры слов с узкой сочетаемостью.
|
|||
|