Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар 3. Нормы лексического уровня языка.



Семинар 3. Нормы лексического уровня языка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «лексические нормы».

2. Типы значения слова (прямые /переносные, мотивированные /немотивированные, связанные /свободные).

3. Многозначность слова (метафора, метонимия).

4. Омонимы (их разновидности), паронимы, синонимы (их типы), антонимы (их типы) в языке. Их функционирование в языке.

5. Типы лексических ошибок: плеоназм, тавтология, неоправданное употребление иноязычных, устаревших слов, нарушение лексической сочетаемости, немотивированное использование антонимов.

 

Практические задания:

1. Обозначьте прямое и переносное значение слов. Если есть переносное значение, укажите его тип.

светлое будущее, светлая комната, светлое платье, светлое воспоминание;

мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие заботы;

ком глины, ком в горле, снежный ком;

бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление;

жить на квартале; пройти 4 квартала;

свинцовые тучи, свинцовый слиток;

пейзаж за окном, подарить пейзаж известного художника.

 

2. На каком основании (признаке) возникла метафора в следующих словосочетаниях:ручка двери, носик чайника, евстахиева труба, подошва горы, в основании гипотезы лежит ряд факторов, глазное яблоко, костер рябины красной, перьевая ручка, ножка стола.

 

3. С помощью метафорического переноса опишите следующие явления:

· осенние желтые деревья, сложный учебный предмет, пожилой человек, напрасно выполненная работа, хорошее настроение, смешливый человек, умный человек, хитрый человек.

· внешность человека (рост, вес, волосы, глаза, нос, рот и т.д.)

 

4. Приведите примеры слов с узкой сочетаемостью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.