Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ текста М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



 

Тема: Художественный стиль, сфера его использования, жанры, языковые признаки. Стилистический разбор текста художественного стиля.

Анализ текста М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

I часть упражнения.

Данный текста относится к художественному стилю. На это указывают следующие признаки:

Стилистические признаки текста публицистического стиля:

а) цель, с которой мы говорим – воздействие словом на художественный образ;

б) обстановка – неофициальная;

в) сфера употребления – словесно-художественное творчество;

г) форма речи – письменная, вид речи – монолог; тип речи – повествование;

д) речевой жанр – роман;

е) стилевые черты речи:

- образность (выразительно-изобразительных средств языка);

- эмоциональность (отображении эмоций и чувств автора);

- конкретность (конкретном описании событий); и др.

Языковые особенности данного текста:

1. Лексические особенности текста:

а) употребление изобразительно-выразительных средств: олицетворение (ураган терзал); гиперболы (смертельный ужас); градация (ливень, гроза, ураган);

б) диалектная лексика (первосвященник);

в) слова высокого стиля я (ложе, яствами, терзал);

г) книжная лексика (скамьи, ложе, яствами);

д) синонимы (растерялся, взволновался; кинулся, убежал); антонимы (сидел-лежал, улетел-прилетел, убежал-остались);

е) использование оценочной лексики (рассердившись);

ж) повторение ключевых слов (сад, ураган, прокуратор);

2. Морфологические особенности текста:

а) использование существительных (скамья, сад, удар, трость, кипарис, роза, песок, гроза, ураган, место);

б) насыщенность текста глаголами (не сидел, валялись, растерялся, хлынул, перешла, беседовали, терзал, лежал);

в) обилие прилагательных и причастий (неубранная, правовая, разбитого, мозаичный, уставленного);

г) употребление междометий (разве);

3. Синтаксические особенности текста:

а) употребление выразительных средств (стилистические фигуры): нверсия (беседовали прокуратор и первосвященник);

б) авторские знаки препинания (ураган терзал сад);

в) употребление простых предложений (Почему в лицо не смотришь, когда подаёшь?);

г) употребление вопросительных, восклицательных, повествовательных, побудительных предложений (ураган терзал сад);

д) употребление двусоставных предложений ((Почему в лицо не смотришь, когда подаешь?);

е) употребление односоставных предложений (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок);

ж) использование предложений с вводными словами и конструкциями (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок);

з) использование предложений с обращениями и междометиями (примеры);

и) использование предложений с однородными членами (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок);

к) использование предложений с обособленными членами (Теперь он не сидел в кресле, а лежал на ложе у низкого небольшого стола, уставленного яствами и вином в кувшинах);

л) употребление неполных предложений (Почему в лицо не смотришь, когда подаёшь?);

м) употребление сложных предложений разного типа (ССП: Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган).

На основе анализа можно сделать вывод, что текст относится к художественному стилю.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.