|
|||
Анализ текста М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема: Художественный стиль, сфера его использования, жанры, языковые признаки. Стилистический разбор текста художественного стиля. Анализ текста М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» I часть упражнения. Данный текста относится к художественному стилю. На это указывают следующие признаки: Стилистические признаки текста публицистического стиля: а) цель, с которой мы говорим – воздействие словом на художественный образ; б) обстановка – неофициальная; в) сфера употребления – словесно-художественное творчество; г) форма речи – письменная, вид речи – монолог; тип речи – повествование; д) речевой жанр – роман; е) стилевые черты речи: - образность (выразительно-изобразительных средств языка); - эмоциональность (отображении эмоций и чувств автора); - конкретность (конкретном описании событий); и др. Языковые особенности данного текста: 1. Лексические особенности текста: а) употребление изобразительно-выразительных средств: олицетворение (ураган терзал); гиперболы (смертельный ужас); градация (ливень, гроза, ураган); б) диалектная лексика (первосвященник); в) слова высокого стиля я (ложе, яствами, терзал); г) книжная лексика (скамьи, ложе, яствами); д) синонимы (растерялся, взволновался; кинулся, убежал); антонимы (сидел-лежал, улетел-прилетел, убежал-остались); е) использование оценочной лексики (рассердившись); ж) повторение ключевых слов (сад, ураган, прокуратор); 2. Морфологические особенности текста: а) использование существительных (скамья, сад, удар, трость, кипарис, роза, песок, гроза, ураган, место); б) насыщенность текста глаголами (не сидел, валялись, растерялся, хлынул, перешла, беседовали, терзал, лежал); в) обилие прилагательных и причастий (неубранная, правовая, разбитого, мозаичный, уставленного); г) употребление междометий (разве); 3. Синтаксические особенности текста: а) употребление выразительных средств (стилистические фигуры): нверсия (беседовали прокуратор и первосвященник); б) авторские знаки препинания (ураган терзал сад); в) употребление простых предложений (Почему в лицо не смотришь, когда подаёшь?); г) употребление вопросительных, восклицательных, повествовательных, побудительных предложений (ураган терзал сад); д) употребление двусоставных предложений ((Почему в лицо не смотришь, когда подаешь?); е) употребление односоставных предложений (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок); ж) использование предложений с вводными словами и конструкциями (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок); з) использование предложений с обращениями и междометиями (примеры); и) использование предложений с однородными членами (Вместе в водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок); к) использование предложений с обособленными членами (Теперь он не сидел в кресле, а лежал на ложе у низкого небольшого стола, уставленного яствами и вином в кувшинах); л) употребление неполных предложений (Почему в лицо не смотришь, когда подаёшь?); м) употребление сложных предложений разного типа (ССП: Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган). На основе анализа можно сделать вывод, что текст относится к художественному стилю.
|
|||
|