|
|||
Конспект урока Имена существительные одушевлённые и неодушёвленные. 5 класс.Конспект урока "Имена существительные одушевлённые и неодушёвленные". 5 класс.
Сегодня мы ответим на такие вопросы: · Что такое одушевлённые существительные? · Что такое неодушевлённые существительные? · Как отличить одушевлённые существительные от неодушевлённых? Мы помним, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Допустим, мы хотим разделить существительные на группы. Как проще всего это сделать? Посмотрите на определение. В нём у нас есть два основных вопроса. Так почему бы не разделить все существительные по двум этим вопросам? Одни существительные будут отвечать на вопрос кто? А другие на вопрос что? В первую группу мы отнесём существительное мальчик. Ведь оно отвечает на вопрос кто? Существительное грузовик отвечает на вопрос что? и поэтому отправляется во вторую группу. То есть, все существительные можно разделить в соответствии с этими двумя вопросами. Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными. Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными. А как нам выяснить, одушевлённое перед нами существительное или неодушевлённое? Наверное, вы уже заметили, что слово одушевлённое произошло от слова душа. Но вот перед нами паук. Что же нам – задаваться вопросом, есть у паука душа или нет? Получается какой-то философский вопрос! Все гораздо проще. Разделение на одушевлённое и неодушевлённое – это разделение между живыми существами и предметами. А значит, одушевлённые существительные обозначают названия живых существ. Например, ученик, бабушка, водитель, слон, кузнечик… Ко всем этим существительным мы ставим вопрос кто? Значит, эти существительные – одушевлённые. Рассмотрим одушевлённые существительные подробнее. Прежде всего, к ним относятся все имена. Марья, Софья, Глеб, Вадим, – все имена, которыми мы так привыкли представляться – это одушевлённые существительные. И не только имена, но и отчества и фамилии. Игорь Петрович Сусликов. Три одушевлённых существительных. К одушевлённым существительным, конечно, относятся названия людей. Например, директор, лесник, дочь, солдат, актриса. Одушевлёнными существительными являются и названия всевозможных придуманных существ. К одушевлённым существительным относятся и названия животных. Например, медведь, комар, синица, таракан, ящерица… словом, все звери, птицы, рыбы, насекомые, которые могут нам встретиться в живой природе. А вот неодушевлённые существительные обозначают названия предметов неживой природы. Учебник, синяк, дуб, море, счастье. Ко всем этим словам мы подставляем вопрос что? Значит, это неодушевлённые существительные. Рассмотрим подробнее, что относится к неодушевлённым существительным. Прежде всего, к ним относятся самые разные названия предметов. Телефон, сумка, сосиска, рассказ, вода… В широком значении все это – предметы. Во всяком случае, все это точно относится к неживой природе. К неодушевлённым существительным относятся также и названия растений. Вообще-то, наука считает, что растения тоже живые, ведь они могут питаться, расти, размножаться. Но лингвистика непреклонна. Осина, берёза, подорожник, василёк, клён… любые названия растений относятся к неодушевлённым существительным. Потому что мы ставим к ним вопрос что? А теперь немного дополнительной информации. С одушевлёнными и неодушевлёнными существительными на самом деле все не так просто. Например, названия некоторых предметов относятся к одушевлённым существительным. Кукла. Робот. Матрёшка. Эти предметы изображают людей. Мы ставим к ним вопрос «что?» Но считается, что это – одушевлённые существительные. Очень может быть, потому, что дети всегда считают свои игрушки живыми. А вот о некоторых существительных учёные спорят до сих пор. Например, микроб и бактерия. Это, конечно, названия организмов. Поэтому можно считать эти существительные одушевлёнными. Но организмы, которые названы такими словами – слишком маленькие. Да и мыслить они не могут. Поэтому часть учёных относит такие существительные к неодушевлённым. А вот названия групп людей являются неодушевлёнными существительными. Толпа, класс, молодёжь. Ко всем этим словам мы подставим вопрос что? Получается, что один человек – личность, а вот когда они собираются в толпу – личности пропадают, и остаются что-то как будто уже и неживое, не умеющее мыслить. Может быть, поэтому говорят, что не нужно идти за толпой. Что же нам требуется сегодня запомнить? Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Одушевлённые существительные обозначают названия живых существ. Неодушевлённые существительные обозначают названия предметов неживой природы.
|
|||
|