Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Имя прилагательное как часть речи



Тема: Имя прилагательное как часть речи

 

Ход урока

1. Орфографическая разминка.

Списать предложение, вставляя пропущенные буквы (текст распечатан).

В уставшем от зимн.. тягост.. лесу, когда еще не ра..пустились проснувшиеся почки, когда мертв.. бур.. листья лежат пластом. Когда гол.. ветви еще не ш..леспят, а лишь пот..хоньку трогают друг друга, — неожиданно донесся запах подснежника.

Объяснить орфограммы. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

Существительное —

Прилагательное —

Придумать еще два прилагательных с таким же строением.

Что называется прилагательным? Для чего они служат в речи?

 

2. Работа по теме урока.

Прочитать текст, записанный на доске, сначала опустив слова, заключенные в скобки, а второй раз полностью.

Мещера

Я открыл для себя под Москвой (заповедную) землю — Мещеру. Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты. На этой карте было все: (глухие) леса, (глубокие) озера, (извилистые лесные) речки... Ничто так не обогатило меня, как этот (скромный и тихий) край.

(К. Паустовский)

Выписать в тетрадь слова, благодаря которым описание стало более точным.

Что же обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие морфологические признаки имеют? Как изменяются? Каким членом предложения бывают чаще всего? Сделать вывод о роли прилагательных в художественном описании.

Чтение теоретического материала о прилагательном на стр. 217.

Из предложенных слов выписать, вставляя пропущенные буквы, имена прилагательные (рядом дописать проверочные слова).

Поч..рнели, п..тнистый, св..тлячок, б..лизна, т..мно, ненавис..ный, про..здной, х..дячий, загр..знить, д..ревенский, с..нева, св..тло, д..рзить, съ..добный, покр..снение, поб..дили, повзр..слел.

Записать предложения. Определить в них синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересная.

От записанных на доске существительных образовать словосочетание прилаг.+ существит.

Город — шум; осень — холод; дерево — листва; стекло – лампа; железо — кровля; дорога — пыль, музыка — песня, молоко — корова.

Обозначьте падеж существительных и прилагательных. Сделать вывод об изменении прилагательных и существительных и о роли прилагательных в речи.

Творческая работа.

Восстановить авторский текст.

(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...) вершину и пустил (...) трель (...) барабанщик-дятел.

Потоки (...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...) облака.

(И. С. Соколов-Микитов)

 

Прочитать прилагательные:

а) мрачный, темный, б) разъяренный, гневный, яростный, в) громкий, оглушительный г) ветхий, старый, д) стремительный, быстрый.

Как называются эти прилагательные, близкие по своему лексическому значению?

Записать их в тетрадь, расположив слова в порядке нарастания степени признака. К каждой группе синонимов подобрать подходящие по смыслу существительные.

Сделать в ы в о д: Определения, выраженные именами прилагательными-синонимами употребленными в одном предложении в определенной последовательности, являются однородными членами предложения и на письме разделяются запятыми.

Упр. 570.

 

3. Домашнее задание: запомнить теоретические сведения, отработанные на уроке, выполнить упр. 569.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.