Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экономят турфирмы – страдают все



 

Требования документов распространяются на экскурсоводов (гидов) и оказывающих экскурсионные услуги гидов-переводчиков. Причем самостоятельная деятельность таких специалистов де-факто исключается: «Услуги экскурсоводов (гидов) оказывают туроператоры, турагенты, туристско-экскурсионные и экскурсионные организации (фирмы, компании, бюро путешествий), в отдельных случаях – соответствующие подразделения санаторно-курортных организаций, средств размещения и транспортных организаций», – отмечается в ГОСТе.

Обязательное условие допуска специалиста – наличие аттестата, выданного уполномоченными региональными органами. Для его получения экскурсовод должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, пятилетний стаж работы по специальности или пройти специальную подготовку. Раз в пять лет экскурсоводы будут обязаны проходить переаттестацию. Также на уполномоченные ведомства субъектов Федерации возлагается контроль за деятельностью специалистов. Причем чиновники будут оценивать не реальное качество предоставляемых услуг (знание темы, заинтересованность туристов, отзывы клиентов и так далее), а соответствие формальным критериям – наличие образования, прохождение курсов повышения квалификации и соблюдение трудового законодательства.

Опрошенные экскурсоводы и чиновники признают, что системы аттестации экскурсоводов в России не существует. Таким образом, с юридической точки зрения с введением нового ГОСТа деятельность всех экскурсоводов, в том числе официальных музейных сотрудников, окажется вне закона.

Эксперты также напоминают, что принятый в 2014 году профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» предусматривал особые условия допуска к работе – российское гражданство и наличие аттестата, выданного экспертным советом субъекта Федерации. Однако применение профессионального стандарта является добровольным

В Санкт-Петербурге для получения аккредитации претендент должен или иметь высшее образование по специальности «музееведение», или закончить специальные курсы. Однако для продления аккредитации экскурсоводу или гиду-переводчику необходимо представить документ, подтверждающий «прохождение повышения квалификации в соответствии с локальными актами музеев». Разрешение может быть аннулировано при получении не менее двух подтвержденных жалоб туристов или музеев. В то же время сама аккредитация проводится бесплатно.

Несколько горожан пытались оспорить эти правила. Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что федеральное законодательство не предусматривает каких-либо особых требований для осуществления деятельности экскурсоводов, а потому спорное постановление Правительства Санкт-Петербурга было признано принятым с превышением полномочий и приводящим к ограничению конкуренции. Однако Верховный суд России отменил это решение: «Органы государственной власти субъекта Федерации в целях упорядочения экскурсионной деятельности и определения единой методики информационно-экскурсионной работы в целях развития Санкт-Петербурга как международного туристского центра с высоким уровнем, не лишены были возможности, в опережающем порядке, предусмотреть аккредитацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. Иное означало бы самоустранение государственных органов власти Санкт-Петербурга от содействия и создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в городе», – отмечается в решении высшей инстанции (АПИ писало о таком споре – Экскурсионная цензура).

Кроме того, уже шесть лет действует ГОСТ, определяющий требования к самим экскурсионным услугам. Он также обязывает исполнителей (то есть экскурсоводов) «проходить аттестацию с целью подтверждения профессионального уровня в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, а также требованиями, установленными руководителем экскурсионной организации». Также на экскурсоводов возлагается многочисленная «бумажная» работа – подготовка контрольного (общего) и индивидуальных текстов, их утверждение, формирование «портфеля экскурсовода» и так далее.

В то же время контроль качества исполнения экскурсионных услуг возлагается на руководителей компаний-работодателей (туристических фирм) и общественные организации. Для оценки они вправе использовать социологический метод (анкетирование экскурсантов, опрос, записи в книге отзывов экскурсантов, интернет-отзывы) или собирать мнения экспертов и иных специалистов рынка. Санкции за «альтернативную историю» национальный стандарт не предусматривает.

Процедура

Существует три термина, которые следует знать каждому гиду-переводчику или экскурсоводу, целью которого стоит получение городской аккредитации:

· Первичное обращение – ситуация, когда потенциальный гид-переводчик или экскурсовод впервые приходит в офис СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро» (далее – Бюро) или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) для подачи документов. В этом случае соискатель приносит стандартный пакет документов для получения III категории. Если он уже имеет определенный стаж работы по специальности и может это подтвердить соответствующим документом, то он вполне может претендовать на более высокую категорию.

· Переход на новую категорию – ситуация, когда уже действующий гид-переводчик или экскурсовод желает повысить свою категорию. Для этого он приходит в офис Бюро либо МФЦ со стандартным пакетом документов и дополнительно предоставляет документ, подтверждающий опыт работы (копия трудовой книжки либо справка с работы).

· Продление – ситуация, когда гид-переводчик или экскурсовод, уже получивший одну из категорий, не может (из-за недостатка трудового стажа) либо же не хочет (ввиду личных причин) переходить на следующую категорию. В таком случае, у него есть возможность продлить свою действующую категорию. Для этого он должен будет принести сокращенный пакет документов. Срок действия аккредитации после успешного прохождения квалификационного тестирования зависит от присвоенной категории.

Всегосуществует три категории, которые одинаковы как для экскурсоводов, так и для гидов-переводчиков. Опыт работы является главным критерием перехода на следующую категорию. Отсчет начинается с III категории, которая является самой низкой ступенью. Гид-переводчик или экскурсовод, имеющий III категорию, считается стажером. Для перехода на II категорию стажер обязан представить доказательства стажа работы от 2-х лет. Для перехода на I категорию – от 7-и лет.

 

Сроки действия аккредитации:

· Для III категории – 1 год

· Для II категории – 3 года

· Для I категория – бессрочно

 

В Северной столице профессиональных экскурсоводов и гидов-переводчиков немало – хотя стать настоящим, лицензированным гидом не так-то просто. Помимо специального образования и отличного знания языков, необходимо проходить обучение в музеях, получать лицензию, аккредитацию и постоянно следить за новой информацией.

И вот теперь, помимо всех прочих необходимых требований, Минкульт предлагает ввести обязательную аттестацию для гидов и экскурсоводов. Согласно законопроекту, подготовленному ведомством, с 1 января 2019 года проводить экскурсии смогут только аттестованные специалисты. Проходить аттестацию будет необходимо раз в пять лет. При этом, за аттестат придётся заплатить госпошлину в размере 1300 рублей.

Есть и ещё один важный момент в данной инициативе: работать экскурсовод сможет только в том регионе, где получал аттестат. Если специалист захочет работать, допустим, сразу в трёх областях или республиках – ему придётся проходить аттестацию трижды. И трижды платить госпошлину.

Казалось бы – очередная дополнительная повинность, однако специалисты, профессиональные гиды-переводчики из Петербурга, с которыми мы пообщались, восприняли инициативу Минкульта исключительно хорошо. Дело в том, что обязательная аттестация экскурсоводов и их коллег может помочь в борьбе с нелегальными гидами, которые заполонили город.

Нелегалы не только отбирают хлеб у сертифицированных профессионалов, потративших многие годы на обучение. Не владея историей города, ничего не зная о достопримечательностях, они рассказывают своим подопечным всё, что взбредёт им в голову. От некоторых историй волосы начинают стремительно седеть – а ведь туристы принимают всю эту дичь за чистую монету!

 

Виктория Баргачева, председатель "Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка", уверена, что сейчас как минимум две трети денег, которые тратят у нас китайские туристы, увозятся обратно в Китай. "Город "продает себя по себестоимости". И это комплексная проблема, которая складывалась 15 лет", - считает специалист. Она поясняет, что за каждым гидом-нелегалом стоит организация и, если депортируют одного, на его место наймут другого. Эти теневые турфирмы не имеют ни офиса, ни счетов в банке, и чтобы с ними бороться, недавно при комитете по туризму создали рабочую группу, цель которой - находить такие фирмы через их "сотрудников"-гидов.

Кроме того, без визы туристы из Китая могут приехать в Россию только по турпакету, который можно купить у аккредитованной компании. Но, по словам участников рынка, и в Петербурге, и особенно в Москве многие турфирмы продают списки на безвизовый въезд другим компаниям. А поскольку любая российская турфирма может получить право оформлять турпакеты для китайцев, платят за такие списки только нелегальные компании. Поэтому, считают предприниматели, проблему нужно решать на федеральном уровне, а не городском.

"Неуправляемая масса китайских туристов негативно влияет на рынок приема в целом, в том числе на рынок внутреннего туризма из европейских стран, - рассуждает Виктория Баргачева. - И туристы от нелегалов получают ложные представления о России. Это все равно что разрешить вести вашу страницу в соцсети соседу".

Исполнительный директор ассоциации "Мир без границ" Светлана Пятихатка добавляет, что рынку необходим более активный государственный контроль и квалифицированные местные специалисты, не только с китайским языком, но и с вьетнамским, фарси. "Сейчас сложилась пагубная практика ведения экскурсий для китайских туристов гидами-нелегалами, которые плетут небылицы и не платят налогов", - уверена она.

С тем, что местных кадров не хватает, Виктория Баргачева не согласна, как и многие участники рынка. "Мы совместно с учебным центром "Интурист" проводили курсы для гидов, владеющих китайским языком. В этом году их окончили 47 человек, и только 15 смогли найти работу. Складывается ситуация, когда молодежь не имеет доступа к профессии, студенты даже не могут практиковаться летом", - рассказывает она.

 

– Пушкин не знал русского языка – говорить по-русски его научила красивая русская жена. А сам он был прислан в Россию одним африканским королём. Потому что в те времена в России любили всё страшное.

Это, конечно, смешно – но вот только китайские гиды-нелегалы рассказывают подобный бред на полном серьёзе, ничуть не переживая за достоверность информации. Есть много других интересных баек, ненароком услышанных из уст китайских экскурсоводов нашими соотечественниками, знающими китайский язык. Так, они очень любят рассказывать, что Пётр I был на самом деле дедушкой Ленина (или Ленин – дедушкой первого императора России?..), что Екатерина II, без сомнения, была супругой Петра I, и, при этом, все русские фельдмаршалы были её любовниками.

У китайцев свой взгляд на всё: так, например, метки уровня воды, напоминающие о наводнениях прошлых столетий, якобы свидетельствуют о самых радостных событиях в жизни города. Ведь наводнения, по китайским легендам, приносили в город горы янтаря – и горожане радостно бросались этот янтарь собирать и продавать. А после этого – жили в радости и достатке до скончания дней.

Янтарь в китайских байках вообще занимает особое место. Так, Северную войну Пётр в своё время начал именно из-за янтаря – якобы его залежи на дне Балтийского моря не давали императору спать. Нападение нацистской Германии на СССР также началось из-за «солнечного камня», ведь немцам не было покоя без русской янтарной комнаты.

Конечно, все эти сказки рассказываются не просто так. После подобных «познавательных» экскурсий гиды везут группы своих соотечественников в специальные магазины, торгующие янтарём. Ведь если в Петербурге так чтят этот камень, уехать без него невозможно! Думаете, отечественная экономика при этом уходит в плюс? Не торопитесь делать выводы.

Схема здесь работает специфическая. Китайских туристов отвозят в специальные закрытые магазины, куда доступ простым смертным с улицы заказан. Магазины эти торгуют янтарём, матрёшками и прочей сувениркой также нелегально, причём содержат их те же выходцы из Поднебесной. Цены там часто сильно завышены, но самое интересное, что и товар, как правило, привезён из того же Китая.

– Они часто работают без вывески, так и не скажешь, что это магазин. И никого, кроме определённых туристических групп, они не запускают, – рассказывает Яна Савицкая.

Петербургский гид сообщила, что знает четыре таких магазина в Северной столице. Однако их может быть и больше.

Обедать наши гости тоже едут, как правило, в «свои» столовые – часто тоже нелегальные. В итоге, толпы китайских туристов, постоянно топчущих петербургские мостовые и музейный паркет, в самом лучшем случае оставляют в нашей стране деньги за проживание в гостинице или плату за билеты в музеи. Всё остальное «крутится» в сплошном китайском «междусобойчике», возвращаясь, в итоге, опять же в Китай.

Речь, конечно, не абсолютно обо всех туристах. Однако доля китайской «туристической мафии» в городе чрезвычайно велика.

Экономят турфирмы – страдают все

Но не стоит думать, будто туристы из Китая изначально нацелены на общение исключительно с соотечественниками. В подавляющем большинстве случаев они сами оказываются жертвами предприимчивых земляков.

– Туристы из Китая, Тайваня, Гонконга, которые платят достаточно денег за тур, всегда сами настаивают, чтобы на месте им предоставили легального официального местного гида, – рассказала Яна Савицкая. – И это прописано в договоре.

Проблемы начинаются тогда, когда цена тура падает ниже себестоимости, отметила наша собеседница:

– Когда человек среднего достатка, или даже ниже среднего, всё-таки хочет куда-то поехать, он идёт в фирму, которая продаёт ему тур ниже себестоимости. И, конечно, он подписывает договор, в котором мелким шрифтом прописано, что он обязан купить какую-то ерунду в магазине, вроде матрёшек или палёного янтаря. А дальше он не может ставить никакие условия.

И вот уже турфирма, торгующая подобными турами, экономит как может. Её сотрудники получают свой «гешефт» за покупки туристов в закрытых магазинах и обеды в закрытых столовых – и, конечно, им гораздо выгоднее нанять «земляка от ларька», чем обращаться к профессионалам.

– Там просто другие товарно-денежные отношения, – разводит руками Яна Савицкая, – Это не турист так хочет, это турфирма предпочитает некомпетентного, неквалифицированного работника в качестве гида.

С этим явлением пытается бороться и сама китайская власть – ведь впечатления от подобного отпуска у туристов из Поднебесной часто бывают очень «так себе». Но жалуются они уже дома. Не так давно МИД Китая рекомендовало своим гражданам не покупать туры ниже себестоимости. Но когда финансы поджимают, а отдохнуть заграницей хочется – люди таким рекомендациям не внемлют.

Помимо денежных потоков, текущих мимо городского бюджета, китайские гиды-нелегалы и их «крыша» создают и другие проблемы. Одна из них – невозвратный туризм. Ведь, «выжимая» из собственных земляков максимум средств в обмен на очень плохой отдых, нелегалы отбивают у соотечественников всякое желание приезжать второй раз.

– Люди не хотят возвращаться, потому что их нагрели, обули и всячески унизили, – разводит руками Яна Савицкая. – Потому что живут они непонятно где, едят непонятно что и ездят непонятно на чём. И гид у них – тоже непонятно кто.

А значит, страдают от нелегалов все: и наши профессиональные гиды, которые часто сидят без работы, пока самозванцы водят группы по Петропавловке, и городской бюджет вместе с городским бизнесом, и сами туристы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.