Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И и 10 гласных букв: А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е:
- А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'],[щ'] – всегда мягкие: сон [сон], чаща [ч'ащ'а] .
- Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают согласному команду: «Читайся мягко!», но звуки [ж], [ш],[ц] – всегда твердые: лес [л'ес], ширь [шир'], цифра [цыфра].
- Буквы я, ё, ю, е- йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук: я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э].
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ и Ь знаков, то они дают два звука: я – [й'а], ё – [й'о], ю- [й'у], е – [й'э]: лён – 3 буквы, 3 звука, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, поёт – 4 буквы, 5 звуков.
- [й'] – согласный, всегда звонкий, мягкий звук .
Согласные звуки
При произнесении согласных воздух встречает преграды. Преградами являются губы, зубы и язык.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (сонорные).
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С– парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
Примеры :
|