Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Досуг Красноярцев



Досуг Красноярцев

Любили на берегах Енисея былины, исторические песни о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине. Из сочинений историко-географического характера горожанам были известны «Хождения Трифона Коробейникова и Василия Гагары», повести о Мамаевом побоище, Темир-Аксаке (Тамерлане) и взятии Царьграда. Читалась и местная литература, например, написанная, по всей вероятности, в Томске «Повесть о Таре и Тюмене». 

Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. По выражению церковников, по вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых «рядились в хари», пели песни, плясали и «в ладони били». В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония, в том числе... скоморошества и всяких игр бесовских и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много».

Красноярцы увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.

У красноярцев были свои интересные забавы. Видный ученый, академик С. П. Крашенинников, проживший в 1735 году в Красноярске несколько месяцев, записал в своем «Дорожном журнале»: «Во время масленицы по горам уливаются водою катушки, на кото­рых во всю неделю почти всего города девицы и женщины вместе с мужиками на коро­вьих кожах катаются. А в последний день, то есть в воскресенье, с оных катушек идучи со всеми, кто бы ни шел навстречу целуются...» В. И. Суриков на своем самом жизнера­достном по сюжету полотне, написанном в Красноярске, показал еще одну забаву красноярцев — «Взятие снежного городка».

 

Впервые описана этнографом И. Г. Гмелиным.

«Городок» строился на реке или на площади населённого пункта (города, местечка, села и так далее). Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом, закидывали снежками. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба и снять приз.

В селе Ладейском Енисейской губернии игра «Взятие снежного городка» в традиционном виде просуществовала до 1922 года.

В наше время штурм снежного городка — распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы. Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на две команды. Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Уже более 10 лет традиционная «Сибирская масленица» с размахом проходит в Красноярском крае в селе Сухобузимское, на родине художника Василия Сурикова. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. По традиции в театрализованном шоу «Взятие снежного городка» принимают участие казаки Енисейского войскового казачьего общества. Кульминация праздника — сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод.

https://ru.wikipedia.org/wik

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.