|
|||||||||
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Тематический план и содержание учебной дисциплины
заня- тия |
Наименование и содержание темы занятия | Объем времени на освоение учебной дисциплины/МДК | Форма контроля | Уровень освоения | Перечень методической литературы | ||||
Обязательная аудиторная нагрузка | сам. работа, час. | ||||||||
лекции | лаб. работа | практ. занятие | |||||||
За один семестр | |||||||||
Введение. (2ч) | |||||||||
Лекция № 1. Биология – наука о жизни. Методы биологических исследований. Основные свойства живого. Уровни организации жизни. | Л1. стр.4-8 | ||||||||
Раздел1. Учение о клетке. (10часов) | |||||||||
Тема: Молекулярный уровень организации живой природы.(10 часов.) | - | --- | |||||||
Неорганические вещества. Лекция № 2. Химическая организация клетки. Неорганические соединения клетки. Биологическая роль воды. | Л 1. стр.9-14 | ||||||||
Органические вещества. | |||||||||
Лекция № 3. Органические вещества. Малые органические молекулы, их строение; биологические функции. Биополимеры. Липиды. Их строение; биологические функции. Полисахариды, их строение; свойства. Разнообразие и роль углеводов. | Л 1. стр.14-19 Л 1. стр.21-24 | ||||||||
Лекция № 4 Аминокислоты. Биополимеры-белки, их строение; биологические функции. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты, их строение; свойства, типы, биологические функции. | Л.1. стр.20-29 Л.1.стр.30-33 | ||||||||
Практическая работа № 1 Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | Л 1. стр.27 | ||||||||
Раздел 2. Организм. Обмен веществ(26часов.) | |||||||||
Тема 2.Клеточный уровень организации живой природы. Общий план строения клетки. | - | ||||||||
Лекция № 5 Клетка как элементарная биологическая система. Клеточная теория. Строение и функции клетки. Поверхностный аппарат клетки. Наследственный аппарат клетки. Ядро, хромосомы (строение и функции). Кариотип. | Л 1. стр.38-40. | ||||||||
Цитоплазма клетки. | |||||||||
Ср С 1 | Самостоятельная работа № 1. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток организмов, представителей различных царств. Составляющие цитоплазмы (на примере про- и эукариот). Немембранные и Одномембранные органеллы. Общее представление об их строении и функциях. | Л 1. Стр.43, 45-48 | |||||||
Лекция № 6 Двумембранные органеллы клетки (митохондрии и пластиды). Общее представление об их строении и функциях (клеточное дыхание, фотосинтез). | Л.1. Стр.48-50, 58-71 | ||||||||
Практическая работа № 2 Сравнение клеток эукариот и прокариот | Л.1. Стр.55. | ||||||||
Тема 3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реализация генетической информации. | -- | -- | -- | ||||||
Лекция № 7 Типы метаболизма в живых организмах. Пластический обмен. Фотосинтез. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. | Л.1. Стр. 58-71 | ||||||||
Тема 4. Передача генетического материала клетками | - | ||||||||
Лекция № 8 Биологический синтез белков: характеристика процессов. | Л.1 стр. 80-90 | ||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 2 Цитотехнологии. | Л1.стр. 65. | |||||||
11 | Лекция № 9 Клеточный цикл. Мейоз. Митоз, характеристика этапов, значение. | Л1.стр. 106-115. | |||||||
Практическая работа № 3 Строение хромосом. Митотическое деление клетки. | Л 1. стр.102-120 | ||||||||
Неклеточные формы жизни. | |||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 3 Вирусы - неклеточные формы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) | Л 1. Стр.92-95 | |||||||
Одноклеточные организмы. | |||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 4 Прокариоты (архебактерии и эубактерии: особенности строения и функций). Одноклеточные эукариоты, особенности организации. Колониальные одноклеточные организмы. | Л1.стр. 54-55 | |||||||
Многоклеточные организмы. | |||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 5 Образование, строение и функции тканей животных и растений. Системы органов животных (на примере млекопитающих животных). Органы растений (на примере цветковых растений). | Л 1. стр.97-101 | |||||||
Тема 5: Основы биологии размножения и развития (4 часа) | - | - | |||||||
Лекция № 10. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов: эмбриогенез и постэмбриональное развитие. Эмбриотехнология. Клонирование. | Л 1. стр.121-137 | ||||||||
СРС 6 | Самостоятельная работа № 6 Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. | Л 1. Стр. 125 | |||||||
Раздел 3.Основы генетики и селекции(24часов.) | |||||||||
Тема 6: Основы наследственности и изменчивости | - | ||||||||
Лекция № 11. Основные понятия генетики. Первый и второй законы Г. Менделя. | Л 1.стр.138-150. | ||||||||
Лекция № 12 Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. | Л.1.Стр.151-155. | ||||||||
Практическая работа № 4. Решение типичных задач по генетике. | Л.1.стр.205-209 | ||||||||
Лекция № 13 Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Цитоплазматическая наследственность. | Л.1.Стр. 156-169 | ||||||||
Срс 7 | Самостоятельная работа № 7 Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | Л.1.Стр. 156-169 | |||||||
Закономерности изменчивости. | |||||||||
Лекция № 14 Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная и Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. | Л 1. стр.170-180 Л 1. стр.33 | ||||||||
Практическая работа № 5 Изучение изменчивости у растений. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | |||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 8 Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Л.1.Стр.186-194 | |||||||
Генетика и селекция. | |||||||||
Лекция № 15 Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции. Достижения современной селекции. | 2 | Л 1. стр.196-205 | |||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 9 Достижения современной селекции. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных. | Л.1.стр.205-209 | |||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 10 Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждения некоторых наследственных заболеваний. | Л.1.стр.209 | |||||||
Раздел 4.Эволюция органического мира(10часов) | |||||||||
Тема 7: Основы эволюционного учения | -- | --- | |||||||
Лекция № 16 Возникновение и развитие эволюционных взглядов. (Синтетическая гипотеза эволюции. Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция.) | Л 2. стр.4-31 | ||||||||
Макро - и микроэволюция. | |||||||||
С Р с | Самостоятельная работа № 11. Роль изменчивости и наследственности в эволюционном процессе. Борьба за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяциях. Видообразование. Микроэволюция. Дрейф генов и изоляция – факторы эволюционного процесса. Адаптации как результат эволюционного процесса. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. | Л2.стр.32-66 | |||||||
Тема 8: Возникновение и развитие жизни на Земле. | -- | -- | -- | ||||||
С Р С | Самостоятельная работа № 12 Гипотезы возникновения жизни на Земле. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур). Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь). Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов. | 2 | Л 2. стр.67-81, Л.2.стр.82-93 Л.2.стр.93-103 | ||||||
Раздел 5.Происхождение человека(4часа) | - | -- | |||||||
Лекция № 17 Появление Человека разумного. | Л 2. Стр.105- | ||||||||
Тема 9: Система и многообразие организмов как результат эволюции | |||||||||
Раздел 6. Надорганизменный уровень организациижизни (4часса). | |||||||||
Тема 10: Основы экологии | - | - | - | ||||||
Лекция № 18 Предмет экологии. Экологические факторы среды. Среды обитания организмов. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. | Л 2. Стр.133-135. Л 2. Стр.139-158,164-167. | ||||||||
Раздел 7. Биосфера и человек(8часов) | |||||||||
Тема 11: Учение о биосфере. Охрана природы | -- | - | |||||||
Лекция№ 19 Учение В.И.Вернадского о биосфере. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. | Л 2. Стр.174-184 Л 2. Стр.167-188,194-202 | ||||||||
Практическая работа № 6 Решение задач по экологии. | Л 2. Стр.163 | ||||||||
Итоговое занятие | |||||||||
Итого за семестр | 39 | - | |||||||
Итого | - |
КДЗ(комплексный дифзачёт) |
Форма контроля:
1 – фронтальный, индивидуальный опрос;
2- тестирование;
3-отчеты по самостоятельной работе;
4 – конспект;
5- защита рефератов;
6 – отчёт по лабораторной, практической работе
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|