|
|||
II. Основная часть.II. Основная часть. Точных сведений о конструкции и размерах Фаросского Маяка до наших дней не сохранилось. Однако есть основания полагать, что высока маяка составляла от 111 до 180 м (высота Колосса Родосского около 35 м). Основание маяка имело мощный фундамент из гранита или известняка с длиной стороны квадрата около 180 – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам. Из центра крепости поднималась башня самого маяка, размер каждой из сторон основания которой составлял около 30,5 м. Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратной основой. Во внутренних помещениях хранился разный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по уголкам огромными статуями Тритона, служила основой средней части. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады — 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона (или статуей Зевса Спасителя). Вход на маял находился на значительной высоте, к нему вела насыпь протяженностью в 183 метра. Основными материалами при строительстве башни служили известняк и гранит. Внешняя облицовка маяка была выполнена из белого мрамора. Внутри башни имелись пологие винтообразная лестница и пандус, по которому на площадку верхнего этажа, где в темное время суток разводился огонь, при помощи повозок, запряженных ослами доставлялось топливо. Пламя гигантского костра, за которым специальные служители вели постоянное наблюдение, поддерживалось либо просмоленными дровами, либо нефтью; сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря. Свет на башне (да и сама башня в дневное время) призван был облегчить мореплавателям ориентацию в морских пространствах, а также предупреждать их об близости отмелей и подводных скал. На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал. Одна из этих статуй, поворачиваясь, постоянно указывала рукою на солнце; с заходом солнца рука статуи опускалась. Возможно, эти хитроумные фигуры-автоматы были установлены через несколько лет или десятилетий после окончания строительства маяка, когда в Александрийском Музейоне работали выдающиеся математики и инженеры античности Евклид, Архимед, Ктесибий, Герон. По-видимому, в число наиболее важных функцией Фаросского маяка входило также обеспечение безопасности столицы государства Птолемеев от нападений с моря, откуда могла исходить наибольшая угроза для Египта, который естественных образом был защищен от нападений врагов на суше. Именно для этой цели требовался наблюдательный пункт значительной высоты, который обеспечивал бы обнаружение противника на значительном расстоянии от берега. Особую актуальность данному вопросу придавало отсутствие вблизи Александрии каких-либо естественных возвышенностей, на которых могли быть организованы такие наблюдательные пункты. Новшеством александрийских инженеров являлось именно использование зеркал-отражателей которые усиливали и концентрировали световой пучок. Именно поэтому Фаросский Маяк следует считать прообразом современного прожектора или фары, что, собственно, оказалось запечатлено даже в современном названии этого оптического прибора. Именно это техническое решение давало возможность освещать морское пространство на значительном расстоянии, позволяя обнаруживать вражеские корабли за многие десятки километров от порта Александрии. Слежение за передвижениями по морю, по-видимому, велось круглосуточно и круглогодично. Для этих целей, а также для отражения возможного внезапного нападения, на территории крепости и маяка находился постоянный гарнизон, обеспеченный солидными запасами продовольствия и пресной воды, вооружения, боеприпасов и топлива для костра Маяка. Собственно, Маяк являлся лишь одним, хотя и очень важным, звеном в системе прибрежной обороны Александрии. Главной задачей гарнизона маяка являлось своевременное обнаружение вражеских кораблей для обеспечения запирания александрийских гаваней от входа незваных гостей. Впрочем, будучи хорошо укрепленной крепостью, маяк мог выдерживать и длительную осаду, и обеспечивать защиту города от вражеских кораблей в случае их приближения к порту Александрии. Сразу же по окончании строительства маяк был признан одним из семи чудес света, являясь предметом восхищения всего античного мира. Маяк сделался символом Александрии. До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения. Его силуэт чеканили на монетах, изображали на сосудах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера. Огонь Маяка светил вплоть до IV в. н.э., пережив и падение династии Птолемеев, и завоевания Александрии римскими легионами. Во времена Клавдия и Нерона маяк, страдавший от землетрясений и выветривания камня, восстанавливали. Однако 21 июля 365 года античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 000 жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 метров, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до XIY в., когда после очередного землетрясения он был разобран на камни, а цоколь маяка был встроен в средневековую крепость Кайт-Бей (сейчас — база египетского флота).
|
|||
|