Методические рекомендации. О преподавании учебного предмета «ИСТОРИЯ». Общие предложения. Примерное КТП
Методические рекомендации
«О преподавании учебного предмета «ИСТОРИЯ»
Цель корректировки рабочей программы учителя: организация повторения содержания по предмету за 2019/2020 учебный год (IV четверть).
Общие предложения
В 6 классе предлагается повторение модуля «Всеобщая история», конкретно – укрупнённого блока тем по истории Древнего Рима. К повторению предлагаются темы, в которых находит опору содержание курса истории Средних веков.
В 7-9 классах предлагается к повторению материал модуля «История России». Соответственно, повторительный блок тем в 6 классе предлагается включить в начало первой учебной четверти, в 7-9 – в начало модуля «История России» или в начало третьей четверти. В 9 классе повторение может быть реализовано в рамках имеющихся КТП – в пределах 2 часов обобщения и повторения; уточнения и разбивки на темы в случае с курсом 9 класса не требуется.
Ресурс учебных часов для блоков повторения предлагается получить за счёт укрупнения и объединения учебного материала отдельных тем (преимущественно тех, на изучение которых отводится более одного часа), а также за счёт замещения уроков обобщения и развивающего контроля.
Примерное КТП
6 класс
Модуль к повторению
| Древний Рим
| Место модуля повторения в КТП
| 1 четверть, уроки 1-4 по КТП
| Корректировка КТП в связи со включением модуля повторения
| 1) Исключить из КТП вводный урок к курсу истории в 6 классе (1 ч), заключительный урок обобщения по модулю «История Средних веков» (1 ч);
2) Объединить материал уроков по теме «В замке феодала» и «Культура Западной Европы в Средние века» (1 ч);
3) Включить материал урока «Славянские государства» в урок «Происхождение и расселение славян» модуля История России (1 ч)
Итого +4 ч для модуля повторения.
|
№ п/п
| Тема
(укрупнённые блоки тем)
| Ключевые дидактические единицы
| Связь с УМК
| Тип учебного занятия
|
| Установление империи. Принципат Августа. Римские императоры
| Гражданские войны и наследие Цезаря, Октавиан Август, принципат, характер императорской власти, преторианцы, расцвет римской культуры (Вергилий и Плавт, Сенека, Тит Ливий и Тацит, Меценат)
| № параграфа в соответствии с УМК, используемым в ОУ
| Урок повторения
|
| Римские провинции. Рим и варвары (соседи Римской империи)
| Понятие провинции, Траян – император-завоеватель, Рим – мегаполис античного мира, народы и страны под властью римлян, понятие романизации
|
|
|
| Кризис и разделение Римской империи. Империя при Константине и Диоклетиане
| Кризис III века, Эдикт Каракаллы – римское гражданство для всех, император Константин и основание Константинополя, Диоклетиан, разделение Римской империи на Западную и Восточную
|
|
|
| Возникновение христианства. Первые века христианской церкви
| Ранние христианские общины, их возникновение и устройство – понятия «апостол», «епископ», «церковь»; римские Папы, гонения на христиан при Нероне, император Константин и первые соборы, император Феодосий и христианство как государственная религия
|
|
|
7 класс
Модуль к повторению
| История России
| Место модуля повторения в КТП
| 3 четверть
| Корректировка КТП в связи со включением модуля повторения
| 1) Исключить из КТП вводный урок к курсу истории России (1 ч) и заключительный урок повторения по модулю История России (1 ч)
2) Объединить материал уроков внутри темы «Русская культура в XVI-XVIIвв.», сократив время изучения темы с 2 ак.часов до 1 ак.часа.
Итого +3 ч для модуля повторения.
|
№ п/п
| Тема
(укрупнённые блоки тем)
| Ключевые дидактические единицы
| Связь с УМК
| Тип учебного занятия
|
| Возвышение Москвы
| Образование Московского княжества и Даниил Александрович Московский, Иван I Калита, Дмитрий Донской, Куликовская битва 1380 г., Феодальная война XV века – Василий II Тёмный
| № параграфа в соответствии с УМК, используемым в ОУ
| Урок повторения
|
| Россия в правление Ивана III
| Иван III Великий, преодоление феодальной раздробленности, новгородские походы и присоединение Новгорода к московскому государству, Судебник 1497 года
|
|
|
| Россия в правление Ивана III
| Свержение ордынского ига, Стояние на Угре 1480 г., брак с Софией Палеолог и византийское наследие, появление наименования «Россия» и герба – двуглавого орла, строительство московского Кремля, итальянское и греческое культурное влияние
|
|
|
8 класс
Модуль к повторению
| История России
| Место модуля повторения в КТП
| 3 четверть
| Корректировка КТП в связи со включением модуля повторения
| 1) Исключить из КТП вводный урок к модулю Всеобщей истории (1 ч), вводный урок к модулю истории России (1 ч) и заключительный урок повторения по модулю История России (1 ч)
Итого +3 ч для модуля повторения.
|
№ п/п
| Тема
(укрупнённые блоки тем)
| Ключевые дидактические единицы
| Связь с УМК
| Тип учебного занятия
|
| Внутренняя политика Алексея Михайловича. Народные движения XVII века
| Соборное уложение 1649 года, закрепощение крестьян, формирование абсолютизма, Соляной бунт, Городовые восстания в Новгороде и Пскове, Медный бунт, бунт под предводительством Степана Разина, движение раскольников
| № параграфа в соответствии с УМК, используемым в ОУ
| Урок повторения
|
| Территория и население России в XVII веке
| Русские землепроходцы, ясак, острог, основание сибирских городов, выход России к Тихому океану; социальный состав населения, служилый характер общественных групп, казачество, иностранцы на русской службе (Немецкая слобода)
|
|
|
| Наследники Алексея Михайловича
| Фёдор III Алексеевич, отмена местничества, Славяно-греко-латинская академия, Нарышкины и Милославские, кризис 1682 года
|
|
|
|