|
|||
Свечки знакомства
Методика подготовки и проведения вечерней свечи По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры. Без них жизнь в лагере, семейке (отряде) была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча. Вечерняя свеча — это одна из самых известных традиций лагерей. Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2–3 дня. Для вечерней свечи существуют правила: 1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече. 2. Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре. 3. Дети и вожатые должны выполнять законы: § Когда говорит один — все молчат. § Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки. § Закон свободного микрофона. § Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы. § Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют. § Через центр круга переходить нельзя. Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На свече идут самые важные разговоры о "семейных" делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни. Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Вечерняя свеча идет 15–20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество. Свечка зажигается человеком, которому на данный момент отряд доверяет больше всего. Если свечка потухла, то на этом свечка заканчивается, независимо от того, успели ли все высказаться , или нет. Говорят, что во время Свечки к каждому сидящему тянется маленький лучик от свечки. Поэтому выходить из круга можно только в случае крайней необходимости. 1. Говорят желающие. 2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает. 3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает. Первую свечу проводят педагоги. Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день. Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. Начать ее можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи… (Легенда о пепельном городе) Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку. Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СВЕЧИ — ЭТО ВАША ПЕРВАЯ ДИАГНОСТИКА! К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним. На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе. Так например на последнем вечере пускается по кругу свечка. Тот у кого в руках свеча должен высказать свое мнение о любых двух людях из отряда.
Типы свечек Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной. Все претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть начальным вступлением вожатого. Вожатый говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу. Вожатый должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления. Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это маленький предмет-талисман, передающийся по кругу. "Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право. "Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могуг высказаться и все желающие. Экстренная свечка - собирается по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек, потребовавший свечу, ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку, несет ответственность за ее важность, об всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости вожатый может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием. Ежевечерняя свечка - Её по очереди могут проводить ребята. На ней проводится рефлексия и анализ дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой cвечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему?, Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет. Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, закаычивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечи. Свечки знакомства Приготовить необычный, своеобразный талисман. Талисман пускается по кругу, получивший его рассказывает о себе. Вожатый начинает, вожатый заканчивает. Настроитесь на то, что нужно выслушать каждого; Вопросы, которые можно использовать в беседе «Свеча по кругу» Есть ли у тебя цель в жизни? Как бы ты провел свой последний день в жизни? Что такое жизнь? Каким ты хотел бы быть всегда? Что важнее всего уметь в жизни? Что для тебя радость? И т.д. Круг молчания - 1 Все сидят в кругу спиной к центру. Говоряший разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта. Круг молчания - 2 Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говоряших, в число которых втягивается остальная часть отряда. Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня) Нужно рассказать правила и традиции огонька. Например, так: Итак, мы приходим на огонёк, чтоб говорить. Говорить искренно, откровенно. Серьёзно. Но кроме того, мы приходим на огонёк, чтобы слушать. Слушать и понимать. Слушать так, чтоб легко было говорить. И поэтому на огоньке говорит всегда только один человек — тот, у которого в руке свечка. Он говорит со всеми, и все его слушают. Потом он передаёт свечку дальше по кругу. Тема первого огонька наверняка будет связана со знакомством. Например: рассказать о себе 3-мя словами. (Можно сказать только 3 слова, так, чтоб они лучше всего тебя характеризовали) рассказать о себе от имени вещи (заранее просим взять с собой какую-нибудь любимую вещь, каждый говорит от имени этой вещи, как будто она описывает своего хозяина) назвать имя, цвет, животное. Задуваем свечку Задувание свечки — самый, пожалуй, волнующий момент огонька. «А сейчас я раскрою вам один секрет: я уже говорил, что свечка, стоящая в центре круга, обретает особые свойства. На самом деле она умеет исполнять желания. Загадайте желание, а потом мы все вместе задуем свечку. И наши желания исполнятся. Только дружно. На счёт три» Или так: «А сейчас, перед тем, как задуть свечку, вспомните ещё раз самое лучшее, что произошло в этот день, и пусть именно этим он вам и запомнится.» Если всё сделано правильно, дети полюбят огоньки. Будут охотно собираться и даже, может быть шикать друг на друга, наводя тишину. Кажется даже странным, что их так влечёт к этому сидению у свечки, к этим песням... Но... такие мы люди загадочные. И не расстраивайтесь, если какие-то огоньки у вас не пройдут, будут сорваны из-за шума, плохого настроения детей, чьей-то глупой шутки. Это бывает. Иногда можно предсказать это заранее и не проводить огонёк под каким-то предлогом. Но всё же лучше проводить. Общие принципы Правила ведения свечки: Голоса звучат приглушенно Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды) Исполняются тихие, лиричные песни Присутствует весь отряд Нельзя запрещать или заставлять говорить После огонька все разговаривают вполголоса Откровенность и принципиальность – норма разговора Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так: Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй. Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Береги время, дай возможность высказаться другому. Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все». Не пользуйся общими фразами и клише. Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы. Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним. Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе. Традиции и ритуалы: Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле. Традиция доброго отношения друг к другу. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами». Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр. Педагогическая задача "свечки": научить детей осмыслению собственных поступков, воспитать культуру общения. Свечка - самая романтическая и привлекательная форма коллективного общения, которая позволяет каждому участнику: высказаться; понять другого; проанализировать прошедший день, дело или ситуацию; раскрыть себя со стороны; слушать, а главное слышать. Роль взрослого: видеть и слышать каждого; заранее позаботиться о живом огне, поместить его в центр круга; тщательно продумать форму проведения свечки; создать эмоциональный настрой; следить за поддержанием живого огня, за выражением своего лица, интонацией; периодически забывать о наличии собственного мнения. Помните о своей двоякой роли: вы равноправный член коллектива, вы смотрите на всё со стороны, вы единственный человек, знающий когда закончить. Тема свечки должна быть актуальна! Основная задача участника: активно принимать участие в обсуждении. Условие выполнения: каждый может высказать всё, что желает, не перебивая остальных.
|
|||
|