Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Московского Университета, 1972 – с. 505-506



Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Московского Университета, 1972 – с. 505-506

Значит, в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задат­ков, которыми он обладает. Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развиваю­щейся деятельности ребенка, может быть правильно по­нята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание.

Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ве­дущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. По­этому нужно говорить о зависимости развития психи­ки не от деятельности вообще, а от ведущей деятель­ности.

В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется опреде­ленным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности.

Признаком перехода от одной стадии к другой яв­ляется именно изменение ведущего типа деятель­ности, ведущего отношения ребенка к действительности.

Что же такое «ведущий тип деятельности»?

Признаком ведущей деятельности отнюдь не являют­ся чисто количественные показатели. Ведущая деятель­ность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя призна­ками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в

более тесном значении этого слова, впервые появляю­щееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая дея­тельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах дея­тельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета форми­руются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. п., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с иг­ровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность — это такая дея­тельность, от которой ближайшим образом зависят на­блюдаемые в данный период развития основные психо­логические изменение личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общест­венные функции и соответствующие нормы поведения людей («каким бывает красноармеец», «что делает на заводе директор, инженер, рабочий»), а это является весьма важным моментом формирования его личности.

Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главней­шие изменения в психических процессах и психологиче­ских особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Стадии развития психики ребенка характеризуются, однако, не только определенным содержанием ведущей деятельности ребенка, но и определенной последователь­ностью во времени, т. е. определенной связью с возрас­том детей. Ни содержание стадий, ни их последователь­ность во времени не являются, однако, чем-то раз на­всегда данным и неизменным.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.