Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 9



Практическая 9

 

 

1. Укажитеспецификуинтересапсихолингвистов к тексту:

 

а) интерес к языковому сознанию;

б) вычленениеязыковых знаков;

в) процесс кодирования речи;

г) интереск мышлению;

д) выяснениеязыковой картины мира;

е) интерес к речевой организации индивида;

ж) анализ структуры языковой личности.

 

2. Обоснуйтевзаимосвязь слова, высказыванияи текста.

Важной категорией текста служит его связность. Развернутое речевое высказывание является связным, если оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора. Связность речевого высказывания (обозначаемая в лингвистике также термином «когезия») реализуется по двум каналам, в связи с чем выделяются два типа связи: формальная (эксплицитная) и смысловая (семантическая).

 

 

3. Найдите ошибки:

 

а)высказываниенеучитываеткоммуникативнуюситуацию,атолькоси-стемныеотношения вязыке;

б) высказываниеосуществляется ради общения;

в)текст–речеваяединица,обладающаясвязностьюисмысловымедин-ством;

г) текст можетбытьпредставлен одним словом;

д) текст состоит иззаголовка исверхфразового единства.

 

4. Дайтеопределение:

 

Текст–это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.


5. Подчеркнитеосновныесвойства текста:

а) интонационнаяоформленность;

б) связность;

в) целостность;

г) когнитивная направленность;

д) скважность;

е) информационность.

 

6. Продолжите фразы:

Семантическаясвязность- это смысловая связь составляющих его элементов на основе общности содержания последовательных фрагментов текста и отдельных, прежде всего смежных, фраз.

 

Показателицелостноститекста–смысловая цельность заключается в единстве темы – микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения. Сочетание есть еще одна причина указывает на правостороннюю связь (причина должна быть раскрыта); сочетание бросился в другую крайность тоже ориентирует на последующее разъяснение (правосторонне направленная связь).

Замыселтекстасуществует в сознании автора в свёрнутом виде, он может полностью не осознаваться автором, здесь дей' ствует та же закономерность, что и в отношении высказывания: мысль оформляется в тексте. Замысел заведомо не совпадает с реализацией. Фаза контроля при производстве текста предполагает как отработку самого замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию вербализации замысла. При этом особую роль играет тот факт, что текст должен быть целостным, поскольку ассоциативность мышления может превратить текст в набор внешне связанных между собой высказываний, не составляющих единого семантического образования.

Фазаконтроляпредполагаеткак «смысловую отработку» замысла текста (на этапе планирования), так и коррекцию «вербализации» (словесного выражения) основной идеи и предметного содержания сообщения. При этом особую роль играет необходимость обеспечения тематической и смысловой целостности текста, поскольку ассоциативность мышления может превратить речевое сообщение (текст) в набор внешне формально связанных между собой высказываний, не представляющих собой единого семантического целого .

 

7. Проанализируйте текстсточки зрениясвязностии целостности.

 

Ночь.Луна.Кусочекмыла.Собакавыла,выла,выла.

Авполетрактор«дыр-дыр-дыр».Ивсемыборемсязамир.

Ответ: текст был оформлен как осмысленное целесообразное структурное единство. Гиперсвязность текста достигается именно его коммуникативной (целевой) установкой.

 

 

8. Обоснуйте,почему вданном текстевозникаетложнаяцелостность

Построенытеннисныекорты,бассейны,спортивныесооружения.Ответ: цельность текста ведет к его содержательной и коммуникативной организации. Ложная, так как нет полного описания происходящего, недостаточно информации.

 

9. Составьте модель производства текста и объясните ее

 

 

Текст, представляя собой сложное семантическое образование, имеет ряд характеристик: цельность, связность, эмотивность, креолизованность, прецедентность, скважность. При этом d тексте имеются следы неречевого поведения коммуникантов.

Поставив определенную цель, говорящий старается выполнить ее наилучшим образом, наилучшим способом. Для этого нужно реализовать в тексте общий замысел, который говорящий может осознавать не очень четко, а может лишь смутно чувствовать. Но такой замысел обязательно существует, и именно он обеспечивает такое принципиальное, важнейшее свойство текста, как его цельность.

 

 

 

10. Перечислите структурные опорыпонимания текста.

Лексические, лингвистические, логико-смысловые и жизненный опыт чтеца.

 

11.Почемуситуация(коммуникативная,речевая)являетсяважнейшей опоройпонимания текста?

Любой текст в процессе общения создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, «в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств»1. Коммуникативная ситуация, с одной стороны, учитывается при создании того или иного текста, с другой — отражается в нем в употреблении определенных языковых средств. Коммуникативная — или речевая — ситуация традиционно рассматривается как основная категория риторики, характер которой определяет выбор речевых средств при создании риторического текста.

 

12. Укажитеосновныеэлементы структуры коммуникативного акта:

 

а) жанр;

б)цельадресанта;

в) код;

г)речеваяорганизацияиндивида;

д) реакцияадресата;

е) психологическиесостояниякоммуникантов.


13.Объясните,какпроисходитпониманиеодноготекстаразнымиреци-пиентами.

Читатель, воспринимающий текст, может создать для себя собственную проекцию, которая будет коренным образом отличаться как от проекций текстов других реципиентов, так и от авторской проекции. Таким образом, текст обладает большой степенью «интерпретативности» (то есть допускает варианты интерпретации смыслового содержания слушающим или читающим).Вариативность восприятия одного и того же текста может объясняться несколькими психологическими причинами, к которым следует отнести особенности мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер личности, а также те мотивы и установки, которые побудили человека обратиться к определенному тексту. Немаловажную роль играет и эмоциональный настрой реципиента в момент восприятия текста.

 

14.Укажитеособенности коммуникативногоаспекта изучения текста.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностям языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживая разные сферы общения, каждая из которых в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования.Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, оказывается совершенно неприемлемо в другой.

15*.Проанализируйтепредставленияоходеречемыслительногопроцесса. Сделайте выводыо характере данногопроцесса.[1]

 

Стадии Процессы
Идентификация значения Порождаетсязначение,котороедолжно быть передано.
Выборсинтаксическойструк-туры Конструируетсясинтаксическаясхемапредложениясустанов-лениемслотов дляслов.
Порождение                   интонационного контура Словамприписываютсяразличныепоказателихарактераисилыударения(stressvalues).
Вставление                      полнозначных слов Нужныесуществительные,глаголыиприлагательныеизвлека-ются из лексиконаи помещаютсявсоответствующиеслоты.
Добавлениеаффиксовислу-жебныхслов Добавляютсяслужебныеслова(артикли,союзы,предлоги),пре-фиксы и суффиксы.
Установление                      фонетических сегментов Всоответствиисфонологическимиправиламипредложениево-площается вфонетическиесегменты.

 

В переводах работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурии не принято замечать того, что имеет непосредственное отношение к процессам речепроизводства, хотя учет появляющихся в разных странах публикаций может оказаться полезным для совместных поисков ответов на весьма актуальные вопросы. Для примера сопоставим представления о ходе речемыслительного процесса по ряду работам.

 

16*. Отразитеспецифику коммуникативного акта в схеме.

 

 

 

17*. Составьте таблицу «Общее и различиявзвучащемизаписанном тексте».

Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.

Устная Письменная
1. Понимание речи происходит мгновенно, однако это достигается через многоэтапную переработку воспринимаемого сигнала. 2. устная речь – преходящей, переменчивой. 3. для устного выступления необходимо присутствие и говорящего, и слушателя. 4. устная речь – диалогической. 5. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона. 6. Устная речь склонна к тому, чтобы быть более традиционной и общепринятой. 1. Письменность оказывает влияние на устную речь. Наиболее очевидным примером служит произношение под влиянием орфографии. 2. Письменная речь является постоянной. 3. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации. 4. По своей природе письменная речь обычно является монологической. 5. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя оригинальность

 


[1]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.