Аюпова Элеонора ФНОПОб-13
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Организационный момент
| Доброе утро, ребята. Мы начинаем наш урок математики. Все ли у вас готово к уроку, и готовы ли вы к уроку? (Запись числа в тетради).
| Учащиеся проверяют и отвечают все ли у них готово к уроку (сч.палочки, учебник, тетрадь, пенал).
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
| Ребята, давайте вспомним, на каком этапе изучения математики мы находимся. Какие темы рассматривали? О чём говорили на предыдущих уроках? (предполагается, что предварительно с детьми обговаривалось, зачем нужно изучать математику, как будем изучать курс, что легче изучать от простого к сложному, по числовым концентрам: сначала в пределах 10, потом 20, 100 и т.д.)
Выясняем, что сейчас мы находимся на ступеньке (этапе, в числовом концентре) «Числа в пределах 20» — умеем считать до 20, раскладывать числа на десятки и единицы, сравнивать их и записывать, складывать и вычитать.
Сегодня мы продолжим нашу работу.
|
| Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения
| Но сначала я хочу сделать небольшое отступление и рассказать вам вот какую историю. Она приключилась со всем вам известным доктором Айболитом. Помните его? Чем он знаменит? Однажды доктор Айболит получил срочную телеграмму… Напомните, откуда?
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
Вот такая телеграмма. В африканской больнице 10 палат. И в каждой лежит по 10 зверей. И каждому нужно дать по таблетке. Доктор стал поскорее собирать коробки с лекарствами. Вот в эту коробку. Сколько нужно таблеток собрать, напомните?
Беру коробку, беру бутафорские таблетки и начинаю складывать по одной (но на виду должны лежать и упаковки по 10 таблеток): 1,2,3,4…10. Это в первую палату. 1,2,3… — это во вторую…
- Дети, как вы считаете, доктор Айболит быстро соберётся?
А что же делать?
Дело пошло веселее: 1дес, 2дес, 3дес… 10дес! Вот и собрали Айболиту коробку. Легче?
- А раньше мы с вами таким образом считали? (нет) А как вы думаете, это нужное умение? Почему? (так удобнее считать большое количество предметов) Тогда определите сами тему нашего сегодняшнего урока. (Счёт десятками).
- Какова наша цель? (научиться считать десятки) Уточняем, что значит считать (вынести в качестве плана на доску):
знать название,
порядок,
уметь складывать
и вычитать.
- Как вы думаете, что нам поможет научиться считать десятками? Так, чтобы все-все ребята научились? (учебник, счётные палочки, счёт хором и т.д.)
- На что похож счёт десятками? 1, 2, 3… (на счёт единицами)
- Как вы научились считать единицами? Можно ли применить эти способы и здесь?
Физминутка.
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - чуть присесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
|
- Лечил больных зверей
- Из Африки
- 10 палат по 10 зверей.
- Нет!
- Дети предлагают считать упаковками по 10 — десятками
- Да!
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Работа со счётными палочками.
Выставляю на наборное полотно 10 палочек. Сколько?
Собираю в пучок. Сколько десятков?
- Положите на парту 1 дес. А теперь ещё 1. Сколько единиц мы добавили?
Сколько десятков стало?
А сколько там отдельных палочек, единиц? Ещё 1 дес. добавьте. Сколько единиц мы добавили? Сколько десятков стало? А единиц?
…и так до 100.
- Как вы думаете, ребята, для чего я всё время спрашиваю, сколько десятков да сколько единиц?
Откройте учебник на с.6. О чем предупреждает человечек на полях?
Прочтите этот материал (он выделен красной линией) и ответьте на вопрос: как называют и записывают числа, которые получают при счёте десятками?
- Как вы думаете, откуда взялись такие названия? Почему именно так называются числа? (два-дцать, три-дцать – сложение двух слов, дцать – старинное название десяти; пять-десят, шесть-десят, сем-десят, восем-десят –
А почему числа 40 и 90 так называются? Задание – узнать дома, поискать в интернете.
Гимнастика для пальчиков.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
с.6 №1.
Прочитайте задание. Что нужно сделать? А по-разному – это как?
(4 дес. или сорок)
- Придумайте вопросы к первому рисунку. (Сколько всего палочек? Сколько синих, красных? Как получили 4 дес? – это 3 синих и 1 красный пучок-дес.)
Аналогичная работа по второму рисунку, только работа в парах – задаём вопросы соседу, по очереди.
|
- 10
- 1
- 10
- 2
- 20
- Чтобы запомнили, что 1дес. = 10ед.
- Внимание! Новый материал.
- Дети читают и отвечают.
- тут дети могут объяснить происхождение слов сложением основ пять+десять=пятьдесят и т.д.
- Сказать по-разному, сколько всего палочек на каждом рисунке и сколько палочек каждого цвета
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| с.6 №2
Рассмотрите задание. Что здесь нужно делать?
Как будем выполнять? Дети выполняют, затем открываю образец на доске, дети сверяют.
с.6 №3
Прочитайте задание. Это задача или нет? Докажите. Дополните вопрос. Кто может решить задачу самостоятельно? С остальными иллюстрируем на палочках и составляем схему:
Подарил
Осталось
Было
Определяем, где целое и части, и что ищем.
Решаем самостоятельно. Затем сверяемся.
-Что общего в этих трёх заданиях? Чему они нас научили?
Физминутка.
Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало, разомнемся для начала.
Два хлопка над головой, два хлопка перед собой.
По коленкам бьем ладошкой, прыгаем на правой ножке.
И на левой непременно, вместе прыгаем сейчас.
Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Вместе дружно все присели и опять за парты сели.
Рассмотрите задание с.6 №4.
- Относится ли оно к нашей теме урока?
- А зачем оно тогда дано в учебнике? Выполняем самостоятельно построчно по рядам.
|
- Складывать и вычитать десятки
- Дети могут предложить на палочках или письменно. Если при письменном выполнении возникают трудности – можно проиллюстрировать на палочках.
- Дети решают самостоятельно.
- Считать, складывать и вычитать десятки
- Нет
- Повторить и закрепить
| Этап включения в систему знаний.
| - До скольки мы считали?
- Вы обратили внимание, что мы поднялись на следующую ступеньку в изучении математики? На какую?
- Объясните, связана ли эта ступенька с предыдущей? В чем эта связь?
Давайте наметим себе план действий в рамках этой темы – числа до 100. Чему мы должны здесь научиться? Что нам нужно сделать на последующих уроках?
Называть и записывать числа до 100
Знать разрядный состав чисел (т.е. уметь разложить на десятки и единицы)
Сравнивать числа
Складывать и вычитать числа в пределах 100.
| - до 100
- Числа в пределах 100
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| - Подумайте, всё ли было вам понятно в новой теме?
Сможете ли вы самостоятельно посчитать до 100 десятками?
Сможете ли вы самостоятельно сложить десятки, вычесть?
Сможете ли объяснить товарищу, как это сделать?
|
| Домашнее задание
| Что означает значок внизу страницы (треугольник с вопросом)?
Эту задачу попробуйте решить дома + поищите в интернете, почему числа 40 и 90 носят такое название.
| - проверь себя и оцени свои успехи
|
Аюпова Элеонора ФНОПОб-13
Тема: Десяток. Устная нумерация в пределах 100.
Учебное пособие: Математика. 2 класс. Часть 1. Моро М.И. , Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др./ М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: мотивация к учебной деятельности, принятие социальной роли обучающегося, овладение начальными навыками адаптации в обществе.
Предметных: сформировать понятие десятка как счётной единицы, помочь детям осознать возможность счёта десятками, обеспечить перенос знаний с области однозначных чисел на область двузначных.
Метапредметных:
умение ставить цель и планировать свои действия для реализации задач урока;
умение структурировать учебный материал;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, дополнительная литература);
владение диалоговой формой речи;
умение слушать и слышать собеседника при работе в паре;
умение формулировать собственное мнение и позицию и отстаивать их;
умение задавать вопросы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
|