|
|||
Дайте время на раскачку.Стр 1 из 2Следующая ⇒
"Дайте время на раскачку". (Советы психологов, как помочь ребенку вернуться в школу) Перед началом учебных занятий волнуются не только будущие первоклассники, но и все учащиеся. Как помочь детям легче и быстрее адаптироваться к учебной деятельности? Первое, с чего нужно начать, – это переход к школьному режиму. В последние выходные дни начинайте будить и укладывать спать ребенка пораньше на 20-30 минут раньше. Если резко обрывать привычный летний режим и переводить на школьный — с ранним пробуждением, то это вызовет конфликты в семье, стресс, школьную тревожность, психосоматику (боли в животе, головные боли и тому подобное). Чтобы облегчить раннее пробуждение, можно найти стимул для ребенка. Например, совместное приятное времяпрепровождение с родителями (интересные прогулки, просмотр коротких добрых мультиков и др.). За 2-3 часа до сна нужно исключить телевизор, компьютер, шумные игры, громкую музыку, тяжелую пищу. Вместо этого можно вместе почитать, поиграть в спокойные игры, прогуляться, послушать добрую сказку. Сон должен быть спокойным в темной, проветренной комнате без посторонних звуков. Важно помнить, что ребенку в начальной школе нужно спать не менее 10 часов. Параллельно с режимом сна налаживаем и режим питания. Выбирайте похожий на тот, что будет в школе. Старайтесь давать ребенку как можно больше свежих фруктов и ягод, т.к. они богаты витаминами и защитят от частых простудных заболеваний осенью. Если Ваш ребенок – будущий первоклассник и очень переживает, объясните, что ждет его на уроках, что можно делать на переменах. Не пугайте ребенка тем, что он должен учиться только на пятерки, что там будут страшные и ужасные контрольные и строгие учителя. Расскажите ему, что он там будет расти, узнавать новое, у него будут учителя, которые помогут раскрыть его таланты. Настройте на позитив: у него появятся новые друзья, интересные события. Для первоклассника важно создать атмосферу большого праздника, чтобы сформировать положительное отношение к школе. Мечтайте о будущем и ставьте цели. Не все дети ходят в школу с удовольствием. И вот тут родителям важно найти подход к ребенку. Если причина только в том, что ребенок не любит учиться, акцентируйте его внимание на вещах, которые его в школе привлекают. Может, это спортивная секция или любимый предмет, или любимый учитель. Если ваш ребенок учится в 3-5 классах, помечтайте вместе с ним о будущем, порассуждайте, чего бы он хотел добиться. И разговор нужно строить так: "Что ты можешь делать в школе уже сейчас, чтобы получить желаемое?" Если будет цель, то ребенок будет стремиться к ее достижению, даже если школа не особо ему нравится. А такие разговоры помогут ему адаптироваться. Не "забивайте" на ребенка. Некоторые взрослые считают, что дети сами прекрасно адаптируются к школе. Они, конечно, адаптируется, но только у одного ребенка адаптация пройдет легко и быстро, в силу его характера, темперамента, накопленного опыта, а у другого – нет. И это может привести к школьной дезадаптации. Проявлений такого состояния множество: это могут быть постоянное нарушение школьных правил, повышенная агрессивность или, наоборот, робость и вялость, и тогда ребенок становится изгоем в классе. Психика может отреагировать нервным тиком, появлением навязчивых движений. Не требуйте пятерок. Не нагружайте ребенка своими сверхожиданиями. Не требуйте от него только пятерок или полного отсутствия замечаний. Из-за осознания, что от него требуют то, что он не может сейчас дать, у школьника может наступить разочарование в самом себе. Он понимает, что школа – это место, где он будет неуспешным и разочарует родителей. А значит, идти ему туда не хочется. На подсознательном уровне включается протестное поведение: "не хочу", "не пойду", "надоела ваша школа". В итоге такая ситуация может привести к сниженному настроению, апатии и даже депрессии. Разговаривайте о страхах. Обязательно разговаривайте с ребенком об эмоциях, которые он испытывает. Если ему страшно, или он на что-то злится, задайте открытый вопрос: "Когда именно тебе тревожно: на уроке или в какой-то другой ситуации?". Не закрывайте глаза, не отмахивайтесь от его эмоций. Нужно обязательно выяснить, что с ребенком происходит, потому что только тогда можно найти способ, как ему помочь. Возможно, это именно та ситуация, где родитель должен вмешаться, поговорить с педагогом или просто успокоить ребенка. Дайте ребенку почувствовать себя успешным. Нельзя за две недели до начала учебного года "заставить" ребенка полюбить школу. Но с повзрослевшими детьми можно говорить уже как с равными: "да, я понимаю, тебе туда не хочется. Понимаю, что ты можешь злиться на это, но в жизни такие правила". Аккуратно выясняем причину "нелюбви" и смотрим, как можем помочь. Здорово, когда у ребенка есть один или несколько любимых предметов, или любимое дело, которое у него получается, и он чувствует, что молодец. Но важно, чтобы это ценили и близкие взрослые. Ведь если ребенок великолепно рисует и делает поделки на уроках технологии, а в ответ слышит: "Ну и что, что у тебя пять по технологии, зато по математике тройка", то успешным себя чувствовать не будет. Отмечайте то, что получается у ребенка, хвалите, пусть он знает, что вы видите его успехи. Может быть, именно ваш ребенок умеет решать конфликты в классе и всех мирить – это тоже полезное качество, которое во взрослой жизни пригодится. Купите что-нибудь новенькое. У школьника дома обязательно должно быть организовано свое учебное пространство. Лучше делать это совместно с ребенком, чтобы он сам выбрал себе ручку, пенал, дневник и так далее. А перед первым сентября даже для старших школьников нужно устраивать обновления: поменять органайзер на рабочем столе, переставить на другое место книги. Может быть, даже сам стол повернуть по-другому. Это очень важно для ребенка, потому что новый учебный год для него – это новый этап жизни: я узнаю новое, я чего-то нового добьюсь, я уже другой человек, так как изменился за год. Поэтому даже небольшая перестановка на рабочем столе, яркий плакат с новым расписанием добавят ощущение, что действительно в жизни начинаются перемены. А так как он сам принимает в них участие, они ему приятны и он чувствует, что может ими управлять. Целуйте ребенка по утрам. Старайтесь сохранять в семье спокойную, поддерживающую и эмоциональную среду, без резких потрясений и изменений уклада жизни. Если ребенок всегда с мамой и папой ездил в воскресенье в лес, то с началом учебного года нужно продолжить эту традицию. Тот уклад, который был у ребенка до школы, важно сохранить, потому что в ситуации перемен это даст ему ощущение стабильности. Если мама всегда будила поцелуем с утра, то даже теперь, когда опаздываем в школу, она тоже должна это делать. Такие вещи очень важны для эмоционального состояния. Двойка – дело житейское. Ребенок принес двойку: не ругайтесь, поддержите его. Ему сейчас точно хуже, чем вам. Потому что даже будущий первоклашка знает, что такие отметки, как грустный смайлик или двойка – это не очень хорошо. И когда уже в первом классе мы начинаем ребенка наказывать за отметку, он привыкает к тому, что оценка нужна родителям. А если он сам расстроился из-за плохой отметки, а его за это еще и наказали, то чувство огорчения сменяется переживанием за наказание. То есть включается алгоритм "я расстраиваюсь не потому, что получил не такую оценку, которую хотел. Не из-за того, что не добился цели, а из-за того, что меня наказали". И по сути, точки роста у ребенка нет. Поэтому сдержите свои эмоции, поддержите ребенка и помогите понять, какие действия или бездействия привели к такому результату, что нужно исправить. И обязательно спросите, чем можете помочь. Подеритесь подушками и порычите. Когда ребенок очень напряжен и злится, ему нужно помочь выплеснуть негативные эмоции. И сделать это нужно безопасно. Предложите заняться каким-нибудь творчеством – оно хорошо помогает справиться с тревогой и переживаниями. Потанцуйте, подеритесь подушками, поиграйте в диких животных и от всей души порычите друг на друга. Подавлять негативные эмоции не надо. Они будут копиться и позже вырвутся по-другому: через драки в школе, через сниженное настроение, болезни или перенапряжение нервной системы. Запомните: вам тоже семь лет. Не только детям нужно вспоминать режим. Родителям школьника тоже за полторы-две недели нужно начать вставать пораньше, чтобы к 1 сентября войти в привычный ритм. Тогда утренние сборы в школу и на работу будут проходить для всех в спокойном состоянии. Если ваш ребенок первоклассник, запомните: вам, как маме и папе, сейчас тоже всего семь лет, и вы тоже в первый раз идете в школу как родители. И это нормально, когда у вас там будут победы и поражения, и ситуации, в которых вы почувствуете растерянность. Это нормально. Повторяйте эту установку каждый раз в трудные моменты родительства. Но очень постарайтесь отделить свой негативный опыт, который, возможно, был у вас во время учебы, от того, что происходит с вашим ребенком. Потому что даже если у вас что-то не складывалось, это не значит, что у ваших детей будет то же самое. Объективно оцените учительницу вашего ребенка, найдите в ней сильные качества и достоинства. Потому что школьник должен чувствовать, что мама и папа доверяют педагогу.
|
|||
|