Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дайте определение понятию «содержание образования». Перечислите факторы, влияющие на содержание образования. Раскройте сущность теорий формального и материального образования.



12. Дайте определение понятию «содержание образования». Перечислите факторы, влияющие на содержание образования. Раскройте сущность теорий формального и материального образования.

Содержание образования – это педагогическая адаптация системы знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности (И.Я.Лернер).

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это значит, что оно изменяется под влиянием различных факторов:

1. Политика и идеология общества.

2. Требования общества.

3. Методологические позиции учёных.

4. Изменения в развитии науки и техники.

Часто в решении вопросов, какой материал включать в содержание образования и как отбирать этот материал, учёные-педагоги шли от здравого смысла: что потребуется человеку в жизни, что пригодится, а что и просто необходимо. С этих позиций в истории педагогики выдвигались теории формального и материального образования.

Сторонники «формального образования» (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, И.Кант, И.Ф.Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление (гибкость и силу ума), память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. Наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки).

Сторонники «материального образования» (Г.Спенсер, Дж. Хаксли и другие) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. Они считали, что обучать надо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Т.о., сторонники этой точки зрения считали главным сообщение учащимся разнородных и систематических знаний и формирование умений.

Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Джон Дьюи  в основу школьного образования положил организацию практической деятельности. Он утверждал, что «материал для обучения надо брать из опыта ребёнка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев доказали односторонность каждой из этих теорий образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом.

Содержание образования исследовали многие учёные – М.Н.Скаткин, В.С.Леднев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер и др. При этом они исходили из того, что основная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.