Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен



 

Дата:                                                                         Класс:9        5 урок

 

Тема: Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен

 

       Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Ожидаймый результат: обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению;

 
Ход урока  

 

3. Постановка цели и задач урока                                                  

 

4. Объяснение нового материала

 

Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные определения..

Религии- особая форма осознания мира,обусловленная верой в сверхъестественное, исключающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

- одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения

- организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

В разные периоды мыслители давали свои определения понятию религия: «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом»

В. Соловьёв

«Доказательством существования Бога считается то, что вот уже тысячелетия люди на различных языках говорят о существовании Всевышнего»

Абай

«Всякий Бог есть существо, созданное воображением, образ и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа»

Л. Фейербах

Религиоведение как дисциплина изучает:

• происхождение и сущность религии;

• особенности религиозных культов;

Религиоведение - изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов

Теология (богословие) - изучает религию изнутри.

Атеизм - отвергает существование сверхъестественных сил, включая Бога. Цель религиоведения :

• информирование о существовании религии;

• изучение истории возникновения и существования религиозных представлений;

• осознание духовно-нравственных общечеловеческих ценностей;

• особое внимание уделить истории возникновения религиозных тенденций в Казахстан

Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «terra incognita», область неизведанная и недоступная. Однако большинство исследователей считают, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не является неразрешимой задачей. Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей, ее исчезновение следует ожидать в результате просвещения людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным. Немецкий философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души.

 

У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов:

- диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи);

- производимых от этих идей чувств и переживаний;

- культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств. В целом, гегелевское определение религии правильно определяет структуру религии и в общей форме указывает на сущность религии.

Возникшее в XIX в. марксистское определение религии представляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков» как «сердце бессердечною мира» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. В соответствии с этим утверждалось что с построением

справедливого, коммунистического общества религия исчезнет сама собой.

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.

К сожалению, ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии. На наш взгляд, плодотворным является объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства. В данном контексте религия предстает не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как форма общественного или индивидуального сознания, а в качестве сферы духовной жизни общества, группы, индивида, способа практически-духовного освоения мира. В таковом качестве она представляет собой:

   

 

6. Задание к уроку


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.