Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Житейская психология —это обобщение повседневных психологических знаний человека.



 

Терминологический словарь по психологии

Агглютинация— создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Акцентирование— создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение.

Амбивалентность — одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).

Анимизм— воззрение, господствующее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхчувствительным «двойником» — душой.

Анкета— опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Антропоморфизм— перенесение присущих человеку свойств и особенностей на явления природы, например наделение животных человеческими способностями и качествами.

Антропогенез —часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Антропология –это совокупность наук, предметом изучения которых являются человек и человеческое общество.

Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.

Архивный метод - изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.

Ассоциация— связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам (смежность в пространстве, во времени и др.).

Ассоциативная психология — направление, возникшее в XVII—XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа в ассоциативной психологии используется ассоциация.

Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание; эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга.

Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции.

Аутсайдер— термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости.

Безусловный рефлекс — основное понятие рефлекторной теории психики И.М Сеченова — И.П. Павлова; врожденное инстинктивное реагирование на стимул.

Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Бессознательное— характеристика психологических свойств, процесса и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

Бихевиоризм — направление в психологии, возникшее в США в начале

XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Основоположники — Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Борьба мотивов — этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Валидностъ — мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Вебера — Фехнера закон — закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств.

Вестибулярный аппарат — анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения.

Внимание– это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Воображение –это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.

Волевое усилие— переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий. Сила воли — степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Целостность восприятия — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; ц. в. формируется в предметной деятельности человека.

Галло-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Гениальность— высшая степень творческих проявлений личности.

Гештальт-психология — одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).

Гиппокамп— извилина коры головного мозга, расположенная на нижней его поверхности. Участвует в физиологических механизмах ориентировочной реакции и научения.

Группа — социальная общность людей, объединенных на основании ряда

признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными.

Действие— относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Депрессия— подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Детерминизм — принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.

Диагностика психического развития — обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.

Динамический стереотип — относительно устойчивая система условно- рефлекторных связей, выработанная в процесс жизни.

Дифферентация— передача нервного возбуждения от периферических окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми.

Диффузная группа — группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности.

Дуализм— идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала.

Духовность — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Душевность — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

ДУШЕВЕДЕНИЕ (или ДУШЕЛОГИЯ) - это наука о душе. В отличие от психологии, переводящейся с латыни так же, но изучающей определённые проявления деятельности мозга, она займётся изучением невидимой, не порожденной мозгом вечной субстанции, определяющей личность человека и обладающей сознанием и безграничной памятью.

Единство сознания и деятельности — принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.

Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.

Житейская психология —это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Задатки— некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Знаковая система — набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Зоопсихология— отрасль психологии, изучающая развитие психики животных.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Импульсивные действия — действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность — личность в ее своеобразии.

Интерес — одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Интериоризация— процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Интероцепторы — рецепторы, расположенные на внутренних органах. Интероцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Интроспективная психология — совокупность психологических направлений, рассматривающих интроспекцию в качестве основного метода психологического исследования.

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая психо - логические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора.

Интервьюирование — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.

Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

Инстинкт— форма генетически обусловленного поведения.

Интроспекция — самонаблюдение.

Интроспективный метод — метод психологии, основанный на самонаблюдении.

Ирония — тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

Искусственный интеллект — искусственно созданная система, выполняющая более или менее сложные умственные функции, которые ранее мог осуществлять только человек или группа людей.

Кинестетические ощущения — ощущения движения органов своего тела как результат раздражения про-приорецепторов.

Когнитивный диссонанс — неприятное побудительное состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями.

Коммуникативные способности— способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Коммуникация (в психологии) — передача информации посредством языка и других знаковых средств.

Конституционные теории — теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Э. Кречмер, У. Шелдон). Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа или конституций человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера. 1. Астенический тип (по Кречмеру) характеризуется высоким ростом. Астеник обычно худощав. У него тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этот тип людей замкнут, малоподатлив к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.   2. Атлетический тип —обычно высокий или средний рост, широкие плечи, хорошо развита грудная мускулатура. Этот тип людей отличается спокойствием, сдержанными жестами, трудно приспосабливается к новому. 3. Пикнический тип — отличается склонностью к ожирению. Как правило, невысокого роста с короткой шеей. Этот тип людей легко контактирует, реалистичен во взглядах.

Контент-анализ -один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Конформность — внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество.

Корреляция — мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимозависимость.

Лабильность — способность нервных клеток быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот.

Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.

Лимбическая система — совокупность внутренних образований головного мозга, функционально связанных с некоторыми эмоциональными процессами.

Личность— человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Личностный смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Личности нарушения — нарушение структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при различных заболеваниях.

Личностный подход — принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.

Любознательность — интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании

Межличностные отношения — вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения. Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Модальность— качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например: зрительным, слуховым, тактильным и др.

Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Мотив достижений — характеристика мотивационной сферы человека, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности или то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация— совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мышечное чувство — инструмент познания пространственно-временных свойств внешней среды (И.М. Сеченов).

Наблюдательность — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.

Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.

Наблюдение — метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных.

Обоняние — способность к ощущению запахов.

Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Обратная связь — важнейший принцип управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органам.

Обучающий, или формирующий (преобразующий), эксперимент — метод психологии, при котором имеет место Планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.

Одаренность общая — единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.

Олигофрения — слабоумие, недоразвитость психических функций.

Опережающее отражение — форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса. Механизм опережающего воображения был открыт П.К. Анохиным.

Ориентировочная реакция — сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Ориентировочный рефлекс — вид безусловного рефлекса, первоначальная реакция на любой новый стимул.

Осязание — вид восприятия, складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений.

Ощущения — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Проприоцептивные ощущения— ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Парапсихология — обозначение области исследований по изучению форм восприятия, происходящих без участия органов чувств, а также форм воздействия живого существа на физические явления без мышечных усилий. Проблема парапсихологии дискуссионна.

Подсознательное — совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.

Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболевания.

Панпсихизм— ошибочная теория, наделяющая психикой всю материю.

Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Принятие решения — выбор одного из вариантов решения задачи.

Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение,— нижний порог, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение — верхний порог.

Последовательный образ — кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя.

Потребность— основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Проприоцептивные ощущения— ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Психика— свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа. Свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психология - в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche — «душа», logos — «учение»).

Психологические методы – методы исследования в психологии. Выделяется четыре группы психологических методов : I группа — организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности). II группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы. III группа — методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные; выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.

Ретикулярная формация — нервная структура, расположенная в глубине центральных отделов головного мозга. Основные ее функции — регуляция общего состояния

возбудимости нервной системы и контроль рефлекторной деятельности спинного мозга. Связана с состоянием бодрствования, тревожности и активным вниманием.

Рефлекс — ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на составляющие рецепторы.

Рефлекс безусловный — врожденное, инстинктивное реагирование на стимул. Рефлекс условный — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Рефлексология — естественнонаучное направление, возникшее в России в начале XX в., основоположником которого был В.М. Бехтерев. В противоположность субъективно- идеалистической психологии, отрывающей психические процессы от работы мозга, рефлексология рассматривала психическую деятельность в связи с нервными процессами. Однако рефлексология оставалась на позициях механицизма, по существу рассматривая психические процессы как сопутствующие актам поведения.

Речь — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. инокулярное зрение — видение одного и того же объекта обоими глазами; обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.Монологическая речь — высказывание, объединенное одной сложной мыслью.Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания.

Рецепторы — специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Ролевая теория — одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

Самоконтроль— регуляция самой личностью своего состояния.

Самонаблюдение— наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Самооценка— оценка личностью самой себя.

Семантика — значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

Сенсорика — понятие, обобщающее ощущения и восприятия. Сенсорный — относящийся к органам чувств.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Синестезия— взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и др.).

Системный подход (в психологии) — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.

Сознание— высшая, свойственная только человеку, форма психического

отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом с. является воспитание.

Социометрия — социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

Способности— индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Стенические чувства (эмоции) — переживания, повышающие активность личности.

Стимул— внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Страсть — 1. Эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин. 2. Проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью.

Стресс — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.

Сознание— высшая, свойственная только человеку, форма психического

отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.

Вдохновение — психическое состояние, в состав которого входят стеничес-кие эмоции и творческое мышление.

Тест— стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Тревожность— свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных ситуациях.

Тропизмы— изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную(от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Установка — неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Фрейдизм (психоанализ) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — австрийский психиатр 3игмунт Фрейд.

Френология — теория (Ч. Ломбразо), согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей.

Функциональная система — прижизненное нейродинамическое новообразование, представляющее собой материальный субстрат высших психических функций и способностей человека.

Функциональная психология — направление, рассматривающее психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций.

Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-

политическим и нравственным нормам общества.

Чувствительность — способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

Чувство— отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Экстероцептивные ощущения — сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Эмоции — реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Эмпатия — способность понимания психических состояний других людей и

сопереживание им.

Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.

Эффектор— исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей — рецептора.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.