Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 51. Союзы сочинительные и подчинительные.



Урок 51. Союзы сочинительные и подчинительные.

Пунктуация при них.

1. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения начинают взаимодействовать.

2. Если они показывают одновременность событий, то являются равноправными и соединяются союзами одной группы.

3. А если мы можем задать вопрос от одной части к другой, мы видим подчинение одной части другой, такие части предложения соединяются союзами другой группы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с группами сочинительных и подчинительных союзов и их значением. Будем учиться различать сочинительные и подчинительные союзы, как самостоятельно представленные, так и в составе сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Основное содержание урока

Изучать союз как часть речи можно только в контексте предложения. Нужно уметь отличать простое предложение от сложного, за которое нередко принимается простое, осложнённое однородными и обособленными членами. Чтобы избежать этой ошибки, следует всегда: — определять грамматические основы предложений (находить подлежащие и сказуемые).

Союзы различаются по характеру выражаемых ими грамматических отношений (или по функции) Они бывают сочинительными и подчинительными.

Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного

Такое предложение называется сложносочиненным

Песня за домом смолкла, зато над прудом соловей заводит свою.

С утра был туман, однако к полудню погода разыгралась.

Последние тени сливались, да мгла синела, да за курганом тускнело мертвое зарево.

 

Сочинительные союзы: и, а, но, да, или, либо, то... то, зато, однако, также, тоже, же,

не только…но и.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении. В этом случае одна часть сложного предложения починена другой, то есть от одной части к другой можно поставить вопрос.

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы.

 Я вышел (когда? в какое время?) – когда все спали.

 

Если человек нашёл свое призвание, труд становится для него радостью.

Труд становится радостью (при каком условии?) если человек нашёл свое призвание.

 

Такие предложения называются сложноподчиненными

Запомните подчинительные и сочинительные союзы

Сочинительные союзы Подчинительные союзы
и, а, но, да, или, либо, то..то, зато, однако, также, тоже, же, не только….но и что, чтобы, если, будто, как будто, хотя, лишь, так что

 

Здесь разм

 Подчинительные союзы: что, чтобы, если, будто, как будто, хотя, лишь, так что

Ключевые слова:

Союз, сочинительный союз, подчинительный союз, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение.

Основные понятия:

Союз – служебная часть речи.

 сочинительный союз – Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.

подчинительный союз – Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении. В этом случае одна часть сложного предложения починена другой, то есть от одной части к другой можно поставить вопрос.

сложносочиненное предложение – сложное предложение, связанное сочинительными союзами.

 сложноподчиненное предложение - сложное предложение, связанное подчинительными союзами.

Разбор типового тренировочного задания

Укажите характеристику предложений. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и (сочинительный, подчинительный) в ней пропадают очертания низких берегов. (сложносочиненное, сложноподчиненное, простое)

2) Вечерняя заря начинается, когда (сочинительный, подчинительный) солнце уже заходит за край земли. (сложносочиненное, сложноподчиненное, простое)

3) Река сверкала то (сочинительный, подчинительный) голубым, то (сочинительный, подчинительный) зеленым светом. (сложносочиненное, сложноподчиненное, простое)

4) Накануне выглянуло солнце, но (сочинительный, подчинительный) дороги еще не совсем просохли. (сложносочиненное, сложноподчиненное, простое)

5) Слуга вышел и объявил, что (сочинительный, подчинительный) лошади готовы. ( сложносочиненное, сложноподчиненное, простое)

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы.

3. Найдите союз, который связывает две части сложного предложения.

4. Вспомните, к какому разряду он относится (сочинительный или подчинительный)

5. Выберите правильный ответ.

Ответ

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и (сочинительный) в ней пропадают очертания низких берегов. (сложносочиненное)

2) Вечерняя заря начинается, когда (подчинительный) солнце уже заходит за край земли. (сложноподчиненное)

3) Река сверкала то(сочинительный) голубым, то(сочинительный) зеленым светом. (простое)

4) Накануне выглянуло солнце, но(сочинительный) дороги еще не совсем просохли. (сложносочиненное,)

5) Слуга вышел и объявил, что(подчинительный) лошади готовы. (сложноподчиненное)

 

Разбор типового контрольного задания

Распределите предложения с союзами по категориям: сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные ( с подчинительными союзами).

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы.

3. Найдите союз, который связывает две части сложного предложения.

4. Вспомните к какому разряду он относится (сочинительный или подчинительный)

5. Выберите правильный ответ.

 

Ответ

Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения
Ветер разогнал тучи, однако к утру стало опять пасмурно. Дождь, как будто подчинялся грому, шел все сильнее и сильнее.
Вода была холодная, но он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения. Мы надеялись, что направление ветра он определит по волнам.
Морозило сильнее, зато было тихо. Пока длилась непогода, мы любили поговорить о рыбной ловле.

 

Дополнительный материал для закрепления нового материала:

Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.

 

Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто (то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не) обозримом пространстве.

(А. Куприн)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.