|
|||
Составление «рассказа в рассказе»Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу
1. Анализ обрамлений к рассказу, составленных семиклассниками. Анализ ученических работ можно проводить по следующим вопросам: каковы обрамления по содержанию; кто в них ведет рассказ; есть ли в обрамлении элементы описания внешности, природы; где и когда услышан рассказ; обстоятельства, мотивирующие рассказ (то есть чем вызвана потребность рассказать).Образцы наиболее интересных работ школьников следует прочитать в классе.
II. Создание рассказов с использованием обрамлений. Это могут быть различные по сюжету обрамления, написанные учащимися данного класса или предложенные учителем. Можно выбрать другие варианты обрамлений. 1. Начало. Шел нудный осенний дождь, ветер стучал листьями в окно. Каждый его резкий порыв заставлял меня вздрагивать.Мы сидели с бабушкой дома. Она вязала. Я подсела к ней и попросила ее рассказать какую-нибудь смешную историю. Тогда бабушка улыбнулась и начала свой рассказ... Конец рассказа. Мы долго смеялись вместе с бабушкой.Дождь затих. Он тоже, наверное, слушал вместе со мной рассказ бабушки. А ветер стал еще сильнее бить в окно. Это он, возможно, смеялся вместе со мной, вспоминая смешную историю, которая произошла с бабушкой. Но теперь он не пугал меня.
2. Начало. У моей бабушки я много раз видела альбом. В нем хранились пожелтевшие от времени фотографии. Одна из них давно привлекала мое внимание. На ней был изображен паренек с большими добрыми глазами и открытой улыбкой. «Кто это?» — спрашивала я бабушку. И каждый раз она молча закрывала альбом и выходила из комнаты. Но сегодня она долго смотрела на меня, а потом, посадив рядом с собой, начала свой рассказ... Конец рассказа. Закончив рассказ, бабушка вздохнула и замолчала. В глазах ее была грусть. 3. Начало. По улице шел милиционер с собакой. Она немного прихрамывала. Когда она остановилась, я подошла к ним. Милиционер заметил, что я заинтересовалась собакой, и разрешил ее погладить. «Почему она хромает?» — спросила я. И лейтенант милиции рассказал мне удивительную историю из жизни этой собаки. Конец рассказа. Лейтенант закончил свой рассказ. Он с собакой направился к дому, а я еще долго смотрела им вслед и думала о верном четвероногом друге.
4. Начало. Мой сосед был ничем не примечательным человеком. Я его встречал почти каждый день, когда он возвращался из магазина с сумкой, или когда спускался вниз за газетой, или возвращался с прогулки. Но вчера я его увидел во дворе и... раскрыл рот от удивления. Он шел в военной форме, а на груди у него было столько орденов, медалей, что их трудно было сосчитать.Вечером я пришел к нему и попросил его рассказать, за что он получил награды. Конец рассказа. Я никогда не думал, что этот простой и скромный человек мог проявить столько мужества, стойкости, героизма. Создавая «рассказ в рассказе» по данному началу и концу, учащиеся могут придумывать рассказы не только из своей жизни или жизни своих сверстников. Они могут использовать и те темы и сюжеты, с которыми знакомятся, читая литературу, просматривая фильмы, совершая походы. Возможен и другой вариант работы над сочинением по обрамлению — упр. 364 учебника. Работа над ним рассчитана на один час, второй может быть использован для анализа сочинения.
|
|||
|