Словарно-лексическая работа на уроке чтения.
Словарно-лексическая работа на уроке чтения.
После краткой беседы новое произведение читают сами дети. Для первого чтения учитель вызывает хорошо читающих детей. Дети читают по небольшим, логически законченным частям. Чтение каждого ребёнка оценивается, оценка комментируется по качествам чтения. По ходу чтения или в ходе анализа проводится уточнение и объяснение встретившихся в тексте трудных слов и выражений. Это и есть словарно-лексическая работа.
I. Значение этой работы.
1. Облегчает понимание содержания текста.
2. Содействует развитию речи учащихся.
3. Развивает чутьё к родному языку.
II. Приёмы объяснения трудных слов.
Приём
| Пример
| 1. Наблюдение предмета или явления в естественной обстановке
| Листопад, ледоход, ворона, галка, шоссе, эскалатор
| 2. Показ предмета на картинке или рисунке.
| Ушат, кочерга, конница, кольчуга
| 3. Показ предмета, признака или действия, обозначаемого словом.
| Рубанок, напёрсток, заплатка, багряный, теребить
| 4. Подбор синонимов.
| Раздолье – простор.
Завет – наказ.
Брега – берега.
Страда – уборка хлеба.
Не обессудь – не сердись.
| 5. Логическое определение, т.е. определение рода, вида предмета и его отличительных признаков.
| Фургон – машина – крытая.
Крейсер – корабль – военный, быстроходный.
| 6. Развёрнутое описание (толкование из словаря).
| Конница – конное войско.
Верста – русская мера длины, равная 1км 06м
| 7. Морфемный, словообразовательный или этимологический анализ слова.
| Поклажа – класть (груз, багаж).
Нелюдимый – не с людьми (сторонился людей).
Крупитчатый (снег) – крупа.
| 8. Введение слова в предложение.
| Омёт – солому сложили в большой омёт.
(омёт – солома, сложенная большой кучей).
| 9. Чтение сноски.
|
|
|