Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык.



 

Русский язык.

№1

Плата за квартиру, сплотить ряды, сэкономить средства, почувствовать фальшь, открыть настежь, увлечься идеей, крутой вираж, уйти прочь, взять реванш, из-за пригородных дач, исполнить туш, разлить тушь, подрежьте растения, чествовать победителей, пренебречь опасностью, гигантские планы, шествовать по площади.  

   1. Укажите слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним 2-3 однокоренных слова.

    2. Найдите слова с орфограммой «Употребление и неупотребление ь после шипящих на конце слова», объясните условия выбора написания.

      

№2

Мраморный памятник, обелиск из гранита, митинг на площади, легендарный герой, металлический каркас, железобетонная плита, вертикальные колонны, коллектив единомышленников, общественные идеалы, патриотический порыв, символ непобедимости, вековые традиции, освещенный фонарем, прославлять подвиг, скульптурный портрет, преданность соратникам.

    1. Подчеркните словосочетание, в котором зависимое слово выражено именем существительным, укажите морфологические признаки существительного.

   2. Обозначьте суффиксы, в которых имеется одна или две буквы н, объясните условия правильного написания.

            

           

 №3

Своевременный сигнал, ремонт квартиры, рачительная хозяйка, превратить в терем, развевающиеся гардины, закрепить стеллажи, превысить норму, работать дотемна, компактная масса, приобретение паркета, подлинные картины, положить поролон, осуществить замысел заказчика, коммерческий расчет, рассчитывается с исполнителем, ассигновать сумму, гарантировать высокое качество, составить контракт.

         1. С помощью словаря раскройте значение слова: контракт (1 вариант); рачительная (2 вариант).

        2. Выпишите слово с чередующимися гласными в корне, подберите к нему 3 – 4 однокоренных слова, обозначьте в словах корни.

                       

№4

Прогрессивный режиссер, легендарный герой, биография труженика, подбирать преемника, сплоченный коллектив, экипаж корабля, опоздать на митинг, мирный ландшафт, иллюминация на карнавале, автоматический аппарат, приемный пункт, преподавать в авиационном институте, преодолевать силу притяжения, прибыть в акваторию порта, приземлиться на дороге.

       1 .Обозначьте приставки пре- и при-, объясните условия выбора гласной в них.

       2. С помощью толкового словаря объясните значение слова: акватория (1 вариант); режиссер (2 вариант).

№5

Участие в церемонии, открытие памятника, на гигантском конвейере, в продукции нефтяников, в иллюстрированном журнале, экзаменационная комиссия, витрины магазинов, при реставрации здания, ремонт квартиры, вследствие землетрясения, достопримечательности города, выверить расстояние, крашеная материя, форсировать строительство металлургического завода, преобразование села, сильный циклон.

1. Найдите слова с орфограммой «Буквы и-ы после ц», объясните выбор букв.

2. Объясните выбор букв е и и в падежных окончаниях имён существительных.

 

№6

На конгрессе сторонников мира, уборочная кампания, дружеская компания, взять реванш, объединять людей, прервать переговоры, пренебречь опасностью, призадуматься над предложением, реагировать на температурные изменения, освежить атмосферу, отразить в репортаже, сильно преувеличить, привилегия многодетным семьям, почётная обязанность, идеал молодёжи, четырехъярусный теплоход.

1. Объясните различие в значении одинаково звучащих слов во 2-м и 3-м словосочетаниях.

2.   Обозначьте приставки пре- и при- , объясните условия выбора гласной в них.

3. Объясните написание ъ знака в словосочетаниях.

№7

Интеллигентный человек, корреспондент газеты, народные депутаты, предчувствовать успех, иллюстрированный журнал, виртуозный дирижёр, аплодировать артистам, именной стипендиат, преданность идее, мощный прожектор, немного развлечься, сверхчувствительная плёнка, изъездить на гастролях всю страну, предъюбилейные встречи, касаться резолюции, кульминационный момент, экспозиция пьесы, выразить идеалы.

1. Подчеркните разделительные знаки, объясните условия выбора ь и ъ.

2. Раскройте с помощью словаря значение слова: виртуозный (I вариант), резолюция (II вариант)

                                                      

 №8

Пробирается караван, доложить в штаб, держаться непоколебимо, прекрасные воспоминания, посвятить отчизне, шеренга гимнастов, тренироваться на стадионе, коллекционировать награды, транслировать по телевидению, промчаться на байдарке, известить об участии, в гонках катеров, проберется сквозь камышовые заросли, научный эксперимент, загорелый спортсмен, старший возраст, замереть на мгновение, разожжённый костёр.

1. Обозначьте корни с чередованием гласных о, а, е, и – объясните условия выбора гласных.

2. Объясните правописание -тся и –ться в глаголах.

 

№9

Монтаж фильмотеки, познакомиться с врачом, начертить карандашом, объединить людей, закрепить навыки, заскрипеть зубами от боли, чужая вещь, разлить тушь, ударить наотмашь, расстелить дорожку, небольшая речонка, присоединиться к беседе, объяснить причину опоздания, излагать просьбу, поступить по-товарищески, спорить горячо, свежего ветра.

1. Найдите орфограмму «Употребление и неупотребление ь на конце слов после шипящих», укажите условия выбора написания.

2. Объясните написание о и е после шипящих.

 

№10

Встретиться на привокзальной площади, беседовать наедине, митинг на небольшой площадке, назначьте дежурных, развивать скорость, приземлиться в степи, прервать переговоры, предобрый старичок, отказ от привилегий, сильно преувеличивать, рассердиться на товарища, преследовать свои интересы, в будущей профессии, на металлической застёжке, вставать спозаранку, обязанности секретаря, скреплять сургучом.

1. Обозначьте приставки пре- при-, объясните выбор гласных в них.

2. Объясните выбор букв е и и в падежных окончаниях имён существительных.

                                                                

№11

Коллекционировать произведения искусства, телевизионная камера, цирковые аттракционы, торжественное открытие, памятник деятелю театра, известный скульптор, дебют архитектора, воссоздать постамент, монтировать пьедестал, достопримечательность микрорайона, лауреат конкурса пианистов, возвести металлическую ограду, традиционные празднества, репетировать пьесу, транслировать хоккейный матч, концерт симфонической музыки.

1. Обозначьте приставки, оканчивающиеся на з – с, объясните условия выбора букв.

2. Обозначьте суффиксы, имеющие одну или две буквы н , объясните их написание.

                                                                  

 №12

Пренеприятное  известие, осенний сезон, формирование коллектива, климатические условия, жилые кварталы, проектирование Дворца культуры, прервать информацию, атмосферные осадки, регулировать температуру, сигнальные фонари, инструкция для отъезжающих, освоение целины, призадуматься над предложением, пересекающиеся дороги, с телефонной связью, кабина космонавта, тормозной двигатель, ручное управление, контейнеры с аппаратурой, приборная доска.

1. Обозначьте приставки пре- и при-, укажите их значение, объясните выбор гласных в них.

2. Укажите разделительные ъ и ь, объясните их написание.

3. Найдите слова (все) с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова», подберите к ним проверочные слова.

№13

Священная реликвия, в  солдатской шинели, километры трассы, из-за территориальных вод, в брезентовой палатке, вследствие землетрясения в горах, группа в комбинезонах, инстинктивная реакция, милицейский патруль, ас авиации,  от авторитетной комиссии, в течение перелета, небывалое впечатление, пойти на таран, отдаленная канонада, вспоминать впоследствии, необозримая равнина, выступать рельефно.

1. Подчеркните 7 предлогов, укажите, какие из них являются производными, обозначьте в них орфограммы.

2. Найдите 2-3 слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова», подберите к ним проверочные слова.

№14

Студенческая традиция, участники соревнования, прототип героя, изложить в автобиографии, конференция в институте, колоссальная энергия, незабываемый диалог, эпилог драматического произведения, политическая фигура, решение администрации, относиться ревниво, очевидцы происшествия, по рекомендации специалистов, лейтмотив поэмы, композиция баллады, истинное призвание, замереть на мгновение.

1. Найдите слова с чередующимися буквами о-а, и-е в корне, подберите к ним однокоренные слова с другой гласной.

2. С помощью школьного словаря иностранных слов раскройте значение слов: традиция, конференция(1 вариант); рекомендация, композиция(2 вариант).

                                                      

№15

Театральный репертуар, искусственный свет, аромат растений, редко цитировать, лауреат конкурса, талантливая пьеса, хранить реликвии, аплодировать артисту цирка, декорации спектакля, в продолжение одиннадцати дней, реставрация здания, преобразиться вследствие вхождения в роль, неиссякаемый юмор, изредка навещать, национальные танцы, участвовать в церемонии, доноситься издалека.

1. Объясните написание букв и-ы после ц.

2. Объясните написание букв о-а на конце наречий.

№16

Начинать заново, запереть накрепко, запирать на ключ, коснуться слегка, накалиться докрасна, озарять неярко, поскакать на лошади, титанические усилия, кардинальное решение, труженики будущего, кошмарный сон, иллюминация на карнавале, в продолжение концерта, известный композитор, воплотить замысел режиссера, дискуссия в печати, по отзывам прессы, девиз кинофестиваля.

1. Подчеркните наречия, имеющие на конце буквы о и а, объясните выбор букв.

2. Обозначьте корни с чередующимися гласными о-а, е-и, подберите к ним по два однокоренных слова с другой гласной.

                                                           

№17

Брезжит рассвет, в бирюзовом небе, реактивный самолет, металлический блеск, бетонная  магистраль, достопримечательности города, преобразование местности, извлечь минералы из котлована, в новом медицинском комплексе, известный ваятель, монолитный постамент, архитектурный ансамбль, аллегорические фигуры, гуманный человек, предъюбилейная встреча.

МАГИСТРАЛЬ [ лат. magistralls главный]— главная линия какого-л, сооружения по отношению к отходящим от нее второстепенным, напр, главная ж.-д. линия, одна из главных улиц в большом городе с интенсивным движением транспорта, главная труба канализации, водопровода, газопровода, главный кабель связи и т. д.

Комплекс - совокупность представлений, объединенных вокруг какого-л. сильного переживания.

1. С помощью словаря иностранных слов объясните значение слова: магистраль(1 вариант); комплекс(2 вариант). Составьте словосочетание с этим словом.

2. Объясните употребление удвоенных согласных в словах.

№18

Иностранный акцент, ничем не увлекался, изложить по-русски, вещевая лотерея, классическая цитата, перевезти декорации, патетический монолог, уважать человеческое достоинство, не о чем поговорить, диалог у памятника архитектуры, достопримечательность поселка, преобладающая порода, в течении девятисот девятнадцати дней, некогда выполнить, ни один не пришел, нельзя не прочитать, силуэт незнакомца, об улучшении продукции, развивающееся явление, развевающиеся знамена, прибытие  троллейбуса, не оборачиваясь прошептал.

1. Подчеркните орфограммы ”Буквы и и ы после ц”, запишите два три слова в которых после ц пишется ы.

2.Укажите слова с орфограммой “проверяемые согласнее в корне слова”, подберите к ним проверочные слова.

3.Объясните написание частиц «не» и «ни» в словах.

№19

Произвести впечатление, он неумен, разочарован в деятельности, познакомьтесь с брошюрой, приключение на Волге, в редакции газеты, расположиться на насыпи, прилететь из Астрахани, в предлагаемом проекте, загорать на солнце, совсем непродуманное высказывание, ненастная погода. подрасти на грядке, касаться линии, присутствовать на фестивале, пробираться справа¸ надолго уехать, печеное яблоко, выпеченный хлеб, купленный пакет, подветренная история, некуда спешить.

1. Обозначьте корни с чередующимися гласными о-а, е-и, объясните условия выбора гласной в них.

2. Объясните выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательных и причастий.

3. Объясните слитное и раздельное написание слов с «не».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.