Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа на тему: Расчет альтернативных издержек и построение кривой безразличия



Практическая работа на тему: Расчет альтернативных издержек и построение кривой безразличия

Цель работы: научиться применять понятие экономической эффективности и строить кривую производственных возможностей.

Студент должен

Знать: основные вопросы экономики, понятие экономической эффективности

Уметь: строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне ее.

Методические рекомендации:

Основные сведения
Ограниченность ресурсовпорождает ограничение производственных возможностей.
Под производственными возможностямиподразумевается то максимальное количество товаров и услуг (в определенном наборе), которое может быть одновременно произведено за данный период времени при данных ресурсах и технологии.
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.
Пределом производственных возможностейназывают
максимально возможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенных для производства этого продукта
Кривая производственных возможностейопределяет границу возможностей
Возможность увеличения производства одного товара достигается снижением производства другого товара.
Издержки– затраты, связанные с производством товаров.
Вмененные издержки –издержки,обусловленные отказом от одного товара в пользу другого
Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.
Закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей), дополнительных затрат) гласит, что для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров.

Пример задачи:

На одном поле фермер может вырастить 300т картофеля или 100т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1т пшеницы равна 2т картофеля при максимальном урожае картофеля 400т. Постройте КПВ.

Решение:

 Для того, чтобы построить КПВ, необходимо рассчитать альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы на первом поле и определить возможный урожай пшеницы на втором поле.

  Картофель, т Пшеница,т Альтерн. издержки 1т пшен.
1 поле  
2 поле  

 

а) На 1 поле альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы равны 3 (300:100=3).

б) Возможный урожай пшеницы на 2 поле – 200т (400:2=200).

Т.к. альтернативные издержки выращивания 1т пшеницы на 1 поле выше, чем на втором, его выгоднее использовать под картофель, а второе поле под пшеницу. Точка перегиба кривой КПВ будет иметь координаты: 300т картофеля, 200т пшеницы.

 Строим КПВ:

 

 

Решить задачи:

  1. Фермер имеет три поля, каждое из которых он может использовать под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором – 8 и3 соответственно, а на третьем 4 и 2. Построить КПВ.
  2. На заводе имеется три цеха, выпускающие кастрюли и тазы. За день в первом цехе можно произвести 450 кастрюль или 150 тазов. Во втором цехе – 250 кастрюль или 125 тазов, а про третий цех известно, что альтернативной стоимостью одного таза являются 1,5 кастрюли при максимальном выпуске тазов – 100 штук. Построить КПВ.
  3. Построить КПВ по следующей информации. Максимальное производство масла составляет 135 тонн. При увеличении производства пушек с 0 до 30 для производства каждых 10 пушек придется пожертвовать снижением производства масла на 15 тонн.

    Дальнейшее увеличение производства пушек с 30 до 60 приведет к увеличению альтернативной стоимости до 2 тонн за пушку. И, наконец, последние пушки будут обходиться по 3 т масла за штуку.

Задача 4. Страна производит автомобили и пушки.

Автомобили
Пушки

Определите альтернативные издержки:

А) одного дополнительного автомобиля

Б) одной дополнительной пушки

Задача 5. В таблице представлены данные, характеризующие потенциальные возможности экономики по выпуску потребительских и инвестиционных товаров:

Вид продукта            
Потребительские товары
Инвестиционные товары

 

1) Используя данные, нарисуйте КПВ.

2) Какова альтернативная стоимость производства третьей единицы потребительских товаров?

3) Что показывает точка, соответствующая 2 ед. потребительских товаров и 10 ед. инвестиционных товаров?

4) Определите характер и величину изменения альтернативных затрат при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на выпуск первой единицы этого вида продукции.

Задача 6.

Вид продукции          
Автомобили, шт.
Ткани, тыс. м

По приведенным в таблице данным рассчитайте величину альтернативных издержек для всех возможных вариантов выпуска автомобилей.

 

Задача 7.Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте КПВ.

 

Задача 8. Отец, мать и сын приехали на дачу собрать черную смородину и прополоть грядки. Поработать на участке они могут только 6 часов. Отец собирает 5 л смородины в час, мать-8 л в час, сын – 3 л в час. С прополкой грядок мать справляется за 2 часа, сын – за 7 часов, отец – за 6 часов. Как семье распределить работу, чтобы собрать как можно больше смородины и успеть прополоть все грядки? Сколько смородины будет собрано?

 

Задача 9. Отец, мать, дочь и сын приехали на дачу. Им предстоит собрать крыжовник и натаскать песка для грядок. Поработать на участке они могут лишь 4 часа. Отец собирает в час 48 стаканов крыжовника, мать-31,5 ст., дочь – 25, сын – 42. Отец за час может принести 20 ведер песка, мать – 14 ведер, дочь – 12 ведер,  сын – 18 ведер. Всего семье необходимо принести 100 ведер песка. Как семье распределить работу, чтобы собрать максимальное количество крыжовника? Сколько крыжовника будет собрано?

 

10. Общая полезность трех съеденных бананов равна 20 единицам, четырех-22ед., а пяти -21. Определите предельную полезность четвертого и пятого бананов.

 

11.Постройте кривые безразличия Алеши и Наташи для двух благ: арбузов и свиных хрящиков при условии, что Алеша любит свиные хрящики и не ест арбузов, а Наташа с удовольствием ест арбузы и ненавидит свиные хрящики.

 

12.Постройте линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 руб. в месяц с учетом цен: Яблоки- 2 руб. за 1 кг., а мясо-10 руб. за 1 кг. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 руб. и при росте цены мяса на 25%? Выписать уравнения обеих бюджетных прямых.

 

13.Построить кривую безразличия Маши для варенья и мороженого, если для нее предельная норма замещения мороженого вареньем равна нулю.

 

14.Потребитель имеет доход 1000руб., который он намерен израсходовать на товар Х, или товар У, или на тот и другой товар. Постройте бюджетную линию, если известно, что цена товара Х-10 руб., а цена товара У-20 руб.

 

Дополнительные задачи.

  1. Семейное предприятие Ивановых может произвести 60 л кваса или 20 кг хлеба. Семейное предприятие Петровых может произвести 60 л кваса или 60 кг хлеба. Нарисуйте общую КПВ этих предприятий.
  2. Ирина, Полина и Ольга – специалисты по составлению контрольных заданий по экономике. За восьми часовой рабочий день Ирина может составить 4 задачи или 24 тестовых вопроса, Полина – 8 задач или 24 тестовых вопроса, Ольга – 6 задач или 30 тестовых вопросов. Постройте КПВ команды, состоящей из Ирины, Полины и Ольги. Определите минимальное время, необходимое им на составление экзаменационного задания, состоящего из 50 тестовых вопросов и 10 задач. Предполагается, что каждая задача и каждый тестовый вопрос имеют только одного составителя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.