Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 7



Практическая 7

 

 

1. Выберитеопределения,характеризующиеструктурулексикона:

 

а)динамическаяструктура;

б) монофункциональная;

в) комплементарная; г) многоуровневая;

д) предметно организованная.

 

2.Проанализируйтеопределениялексикона,данныеразнымиучеными. Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефиниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое«лексикон».

ЛексиконрассматриваетсяЧ.Осгудомкакодинизважнейшихмеха-низмовкогнитивнойпереработкиинформации,связанныйсуровнемрепрезен-тациииотвечающийзаперекодированиевдвухнаправлениях:отвосприни-маемыхединиц–перцептов(перцептивныхиязыковыхзнаков)кзначениямиотинтенцийкпрограммедеятельности(языковойилииной).Уточняется,чтолексикон–этоскореепроцесс,чемпамятьхранения.То,чтохранитсявлексиконе,этооченьбольшойнаборсвязеймеждузнаками(перцептами)икодамисемантическихпризнаков.Приэтомподчеркиваетсяпроисхожде-ниесемантическихпризнаковизопыта,ихформированиевкачественаиболееобобщенноговидазнанияомиреиобязательностьэмоционально-оценочногоотношениякносителямпризнаков(последнеевыражаетсячерезбиполяр-ностьпризнаков).

А.Н.БарановиД.О.Добровольскийподлексикономпонимаютиндивиду-альныйсловарныйзапас,репрезентациисловвдолговременнойпамятичело-века.

Д.Кэрроллпредполагает,чтолексикон–этохранилищесловвпамятичеловека,памятьсловит.п.безрасшифровкитого,чтоименнопредставля-етсобойслововязыковом/речевоммеханизмеиндивида.

Нередкозаиспользованиемэтогоизначальнопсихолингвистическоготерминаскрываетсятрадиционноетолкованиесловакакединицылексико-семантическойсистемыязыка,т.е.имеетместото,чтоЛ.В.Щербана-зывалнедопустимойподменойпонятий.Иначеговоря,ментальныйлексикон(явноилипоумолчанию)приравниваетсякизвестнойиндивидучастиобщена-циональногословарногозапаса,хранимойвпамятивтакомже(илиблизкомкэтому)виде,вкакомсловаописываютсявпечатныхсловаряхилексикологи-ческихисследованиях.


Е.С.Кубряковасчитает,чтолексикон–этосистема,отражающаявязыковойспособностизнанияословахиэквивалентныхимединицахивыпол-няющаясложныефункции,связанныекаксословами,такисостоящимизанимиструктурамирепрезентацииэнциклопедическихзнаний.

Е.С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выполняющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний.

Лексикон – это словарный запас человека, хранящийся в памяти.

 

3.Каксоотносятсядругсдругомпонятия«энциклопедическое знание», «информационная база человека»и«лексикон»?Какие еще понятия вовлекаются в обсуждении этого вопроса?

Лексикон является средством доступа к полному объему хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, сопровождаемы эмоциональными впечатлениями и накладываемой на имеющиеся знания выработанное в социуме системы норм, оценок.

4.Заполнитетаблицу» Различия в лексиконе и лексической системе языка».

 

Понятия Определение Особенности структуры Основныеединицы
    Лексическаясистемаязыка Система взаимообусловл. и взаимосвязанных лексических единиц одного уровня Многомерность слова связано с разными разнородными и разнонаправленными отношен. с др лексик. Слово
  Лексикон Словарный запас слов Синтаксис Слова

5.ПроанализируйтесхемуВиллемаЛевелта,отражающуюстроениелек-сикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишитев прямоугольники необходимыеэлементы этой схемы.

Между единицами лексикона ,по мнению Левелта, существуют отно-шения двух видов:присущие самим единицам и ассоциативные. Первые уста-навливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лексикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними.

Выделитеуровни репрезентации лексикона и опишите их:

 

6. Продолжите определение(по Н.О. Золотовой):

Специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и широкозначных слов.

7.Опишите,какую роль выполняет ядро человека в процессах становления лексикона?

Роль ядра лексикона как функциональной основы общего психического и языкового развития человека обеспечивается спецификой значений относящихся к ядре лексикона слов, в том числе высокое степенью конкретности образности, способностью легко вызывать мысленный образ, эмоциональной значимостью, легкостью включения в более обширную категорию, высокой степенью узнаваемости индивидом: все характеристики непосредственно связаны с еще одной важной особенностью единиц ядра: все они усваиваются в раннем возрасте и сохраняют свою значимость у взрослых носителей языка.

8. Дайтеопределениеследующим понятиям:

Фоносемантика– направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака.

Синестезия– нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.

Фонетическое значение– это значение звуков, которые создают в нашем воображении четкое описание предмета, действия, качества и прочего.

 

 

9.СоставьтетезисныйпланстатьиС.В.Воронина«Фоносемантика:цель, задачи, проблематика,разделы» (см.приложение 2).

Цель фоносемантики – изучение ЗИ как необходимой, существенной,повторя ющейся и относительно устойчивой непроизвольной фонетически (примарно)м отивированной связи между фонемами слова и полагаемым в основу наименова нияпризнаком объекта-денотата.

Проблемы ФС:

- особенности ЗИС в целом;

- звукоподражательная и звукосимволическая подсистемы;

- параметры, классы и типы звучаний;

- строение звукового денотата;

- универсальная классификация звукоподражательных слов; их типология;

- отражение признаков звукового денотата;

- синестезия и синестэмия;

- критерии выделения звукосимволического слова;

- звукосимволизм в грамматике.

10.Приведитепримеры,отражающиепринципыфоносемантики,выде-ленные С.В. Ворониным.

Принцип непроизвольного языкового знака-первый и основной принцип ФС.Он может быть назван также принципом мотивированности и непроизвольности связи между звуком и значвением в слове.

Принцип детерминизма- обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете,признаками,свойствами денотата.

 Принцип отражения- это значение слова, фотрма отражения-языковой знак.

11.В«СказкеоцареСалтане»А.С.Пушкинаестьэпизод:«Бьетсялебедь средьзыбей,Коршунноситсянадней».Согласнопредставлениямбиологов, вреальнойжизниподобноепростоневозможно:коршунслишкоммелокдля лебедя,онпитаетсяглавнымобразомлягушками,ящерицамиит.п.Лебедь– этодобычаястребаилисокола.Каквыдумаете,почемуА.С.Пушкинисказил реальность,создаваяэтотхудожественныйобраз?Обоснуйтеответ,руковод-ствуясьсведениями из областифоносемантики


Пушкин намеренно смешивает реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста. «Коршун» - звучит грубо, масштабно и угрожающе. Читатель даже не задумывается о том, что данная сцена не соответствует биологическим стандартам.

12.Определитеизапишите,какиесоощущенияассоциированывслово-сочетаниях:

Тонкий профиль – четкие черты лица, гармоничная форма лица,

острые движения пальцев – резкие, четкие движения,

кислое выражение лица – грустная эмоция,

блестящий ответ – ответ, к которому нельзя придраться, исключительно верный.

 

13. Каквыможетеобъяснитьтотфакт,чтословоЛЕСТЬвфоносеманти-кеобозначает «хорошее», «нежное», «светлое»?

Фоносемантика изучает звуки и считает, что они несут свой смысл. Человек воспринимает обращенные к нему положительные слова всерьез, а значит слово «лесть» с точки зрения фоносемантике считается чем-то хорошим.

 

14.Прочтитеиспытуемымдваприведенныхнижетекста.Попытайтесь проинтерпретироватьрезультатыопытовсточкизренияфоносемантики. Оформитевашинаблюденияи выводы.

А)Жили-былидвабрата.Одинбылбольшой,рослый,адругой–малень-кий,худенький.ОдногозвалиТим,адругого–Том.Каквыдумаете,какзвалибольшогобрата?Акак–маленького?

Большинство испытуемых отметили,что большого брата звали Том ,а маленького Тим.

«Тим» - более мягкое, с точки зрения произношения.

Б)Водномлесужилидвазверя.Одинбылласковый,добрый,адругой–злой,жадный,вредный.ОдногозвалиЛиэмень,адругогоУщербух.Каквыдумаете,какзвалидоброгозверя,акак–злого?

По мнению большинства испытуемых, Лиэмень–это добрый, а Ущербух- злой.

«Лиэмень» - имеет больше мягких звуков.

 

15*.Каквыдумаете,почемувышлоизупотребленияслово«смарагд» (изумруд)?

Смарагд - не изумруд, а зелёный минерал, вроде берилла, малахита или яшмы. Это архаизм.

 

 

16*.Подберитестихотворение,котороебысточкизренияфоносеман-тическихзаконовнаиболееполноотражалосодержаниерисунка(автор–сту-дентка С. Хамчук).

«Скажи, фиалка, отчего

Так рано к нам ты воротилась,

Когда в полях ни одного

Ещё цветка не распустилось?»

 — «Бедна нарядом и мала,

Я меж других цветов незрима,

И если б с ними я цвела,

Ты, может быть, прошёл бы мимо».

 

ссылка к 9 вопросу
https://web.archive.org/web/20080504180532/http://psy..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.