|
|||||||||||||||||
Практическая 7Практическая 7
1. Выберитеопределения,характеризующиеструктурулексикона:
а)динамическаяструктура; б) монофункциональная; в) комплементарная; г) многоуровневая; д) предметно организованная.
2.Проанализируйтеопределениялексикона,данныеразнымиучеными. Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефиниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое«лексикон». ЛексиконрассматриваетсяЧ.Осгудомкакодинизважнейшихмеха-низмовкогнитивнойпереработкиинформации,связанныйсуровнемрепрезен-тациииотвечающийзаперекодированиевдвухнаправлениях:отвосприни-маемыхединиц–перцептов(перцептивныхиязыковыхзнаков)кзначениямиотинтенцийкпрограммедеятельности(языковойилииной).Уточняется,чтолексикон–этоскореепроцесс,чемпамятьхранения.То,чтохранитсявлексиконе,этооченьбольшойнаборсвязеймеждузнаками(перцептами)икодамисемантическихпризнаков.Приэтомподчеркиваетсяпроисхожде-ниесемантическихпризнаковизопыта,ихформированиевкачественаиболееобобщенноговидазнанияомиреиобязательностьэмоционально-оценочногоотношениякносителямпризнаков(последнеевыражаетсячерезбиполяр-ностьпризнаков). А.Н.БарановиД.О.Добровольскийподлексикономпонимаютиндивиду-альныйсловарныйзапас,репрезентациисловвдолговременнойпамятичело-века. Д.Кэрроллпредполагает,чтолексикон–этохранилищесловвпамятичеловека,памятьсловит.п.безрасшифровкитого,чтоименнопредставля-етсобойслововязыковом/речевоммеханизмеиндивида. Нередкозаиспользованиемэтогоизначальнопсихолингвистическоготерминаскрываетсятрадиционноетолкованиесловакакединицылексико-семантическойсистемыязыка,т.е.имеетместото,чтоЛ.В.Щербана-зывалнедопустимойподменойпонятий.Иначеговоря,ментальныйлексикон(явноилипоумолчанию)приравниваетсякизвестнойиндивидучастиобщена-циональногословарногозапаса,хранимойвпамятивтакомже(илиблизкомкэтому)виде,вкакомсловаописываютсявпечатныхсловаряхилексикологи-ческихисследованиях. Е.С.Кубряковасчитает,чтолексикон–этосистема,отражающаявязыковойспособностизнанияословахиэквивалентныхимединицахивыпол-няющаясложныефункции,связанныекаксословами,такисостоящимизанимиструктурамирепрезентацииэнциклопедическихзнаний. Е.С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выполняющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний. Лексикон – это словарный запас человека, хранящийся в памяти.
3.Каксоотносятсядругсдругомпонятия«энциклопедическое знание», «информационная база человека»и«лексикон»?Какие еще понятия вовлекаются в обсуждении этого вопроса? Лексикон является средством доступа к полному объему хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, сопровождаемы эмоциональными впечатлениями и накладываемой на имеющиеся знания выработанное в социуме системы норм, оценок. 4.Заполнитетаблицу» Различия в лексиконе и лексической системе языка».
5.ПроанализируйтесхемуВиллемаЛевелта,отражающуюстроениелек-сикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишитев прямоугольники необходимыеэлементы этой схемы. Между единицами лексикона ,по мнению Левелта, существуют отно-шения двух видов:присущие самим единицам и ассоциативные. Первые уста-навливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лексикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними. Выделитеуровни репрезентации лексикона и опишите их: 6. Продолжите определение(по Н.О. Золотовой): Специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и широкозначных слов. 7.Опишите,какую роль выполняет ядро человека в процессах становления лексикона? Роль ядра лексикона как функциональной основы общего психического и языкового развития человека обеспечивается спецификой значений относящихся к ядре лексикона слов, в том числе высокое степенью конкретности образности, способностью легко вызывать мысленный образ, эмоциональной значимостью, легкостью включения в более обширную категорию, высокой степенью узнаваемости индивидом: все характеристики непосредственно связаны с еще одной важной особенностью единиц ядра: все они усваиваются в раннем возрасте и сохраняют свою значимость у взрослых носителей языка. 8. Дайтеопределениеследующим понятиям: Фоносемантика– направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака. Синестезия– нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Фонетическое значение– это значение звуков, которые создают в нашем воображении четкое описание предмета, действия, качества и прочего.
9.СоставьтетезисныйпланстатьиС.В.Воронина«Фоносемантика:цель, задачи, проблематика,разделы» (см.приложение 2). Цель фоносемантики – изучение ЗИ как необходимой, существенной,повторя ющейся и относительно устойчивой непроизвольной фонетически (примарно)м отивированной связи между фонемами слова и полагаемым в основу наименова нияпризнаком объекта-денотата. Проблемы ФС: - особенности ЗИС в целом; - звукоподражательная и звукосимволическая подсистемы; - параметры, классы и типы звучаний; - строение звукового денотата; - универсальная классификация звукоподражательных слов; их типология; - отражение признаков звукового денотата; - синестезия и синестэмия; - критерии выделения звукосимволического слова; - звукосимволизм в грамматике. 10.Приведитепримеры,отражающиепринципыфоносемантики,выде-ленные С.В. Ворониным. Принцип непроизвольного языкового знака-первый и основной принцип ФС.Он может быть назван также принципом мотивированности и непроизвольности связи между звуком и значвением в слове. Принцип детерминизма- обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете,признаками,свойствами денотата. Принцип отражения- это значение слова, фотрма отражения-языковой знак. 11.В«СказкеоцареСалтане»А.С.Пушкинаестьэпизод:«Бьетсялебедь средьзыбей,Коршунноситсянадней».Согласнопредставлениямбиологов, вреальнойжизниподобноепростоневозможно:коршунслишкоммелокдля лебедя,онпитаетсяглавнымобразомлягушками,ящерицамиит.п.Лебедь– этодобычаястребаилисокола.Каквыдумаете,почемуА.С.Пушкинисказил реальность,создаваяэтотхудожественныйобраз?Обоснуйтеответ,руковод-ствуясьсведениями из областифоносемантики Пушкин намеренно смешивает реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста. «Коршун» - звучит грубо, масштабно и угрожающе. Читатель даже не задумывается о том, что данная сцена не соответствует биологическим стандартам. 12.Определитеизапишите,какиесоощущенияассоциированывслово-сочетаниях: Тонкий профиль – четкие черты лица, гармоничная форма лица, острые движения пальцев – резкие, четкие движения, кислое выражение лица – грустная эмоция, блестящий ответ – ответ, к которому нельзя придраться, исключительно верный.
13. Каквыможетеобъяснитьтотфакт,чтословоЛЕСТЬвфоносеманти-кеобозначает «хорошее», «нежное», «светлое»? Фоносемантика изучает звуки и считает, что они несут свой смысл. Человек воспринимает обращенные к нему положительные слова всерьез, а значит слово «лесть» с точки зрения фоносемантике считается чем-то хорошим.
14.Прочтитеиспытуемымдваприведенныхнижетекста.Попытайтесь проинтерпретироватьрезультатыопытовсточкизренияфоносемантики. Оформитевашинаблюденияи выводы. А)Жили-былидвабрата.Одинбылбольшой,рослый,адругой–малень-кий,худенький.ОдногозвалиТим,адругого–Том.Каквыдумаете,какзвалибольшогобрата?Акак–маленького? Большинство испытуемых отметили,что большого брата звали Том ,а маленького Тим. «Тим» - более мягкое, с точки зрения произношения. Б)Водномлесужилидвазверя.Одинбылласковый,добрый,адругой–злой,жадный,вредный.ОдногозвалиЛиэмень,адругогоУщербух.Каквыдумаете,какзвалидоброгозверя,акак–злого? По мнению большинства испытуемых, Лиэмень–это добрый, а Ущербух- злой. «Лиэмень» - имеет больше мягких звуков.
15*.Каквыдумаете,почемувышлоизупотребленияслово«смарагд» (изумруд)? Смарагд - не изумруд, а зелёный минерал, вроде берилла, малахита или яшмы. Это архаизм.
16*.Подберитестихотворение,котороебысточкизренияфоносеман-тическихзаконовнаиболееполноотражалосодержаниерисунка(автор–сту-дентка С. Хамчук). «Скажи, фиалка, отчего Так рано к нам ты воротилась, Когда в полях ни одного Ещё цветка не распустилось?» — «Бедна нарядом и мала, Я меж других цветов незрима, И если б с ними я цвела, Ты, может быть, прошёл бы мимо».
ссылка к 9 вопросу
|
|||||||||||||||||
|