Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие . Наречие



Практическое занятие . Наречие

Задания: карточка 1

Задания 1, 2, 4, 6, 8

Цели: 1) закрепить и углубить понятие о наречии как части речи; его лексико-грамматических категориях и признаках; 2) получить представление об особой части речи – категории состояния; 3) учиться определять разряд наречий, правильно писать наречия, выполнять их морфологический разбор.

 

Основные определения: наречие, первообразные и производные наре- чия, определительные и обстоятельственные наречия, местоимѐнные наре- чия, слова категории состояния.

 

Монологический опрос:

1. Наречие как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды наречий.

3. Местоимѐнные наречия.

 

4. Степени сравнения качественных наречий.

5. Правописание наречий.

6. Слова категории состояния.

 

Повторение. Соотнесите названия словарей с их описанием:

Словарь Описание
1.Толковый а) словарь, который содержит материал по истории слов;
2.Этимологический б) содержит расположенные в алфавитном порядке аббревиатуры;
3.Словообразовательный в) словарь, в котором объясняются лексиче- ские значения слов, а также даѐтся их грам- матическая и стилистическая характеристика;
4.Орфоэпический г) поясняет морфемную структуру слов и способы образования слов;
5.Словарь сокращений д) объясняет произношение слов.

 

Задание 1.Выпишите из предложений наречия вместе с теми словами, к которым они примыкают, определите лексико-грамматический разряд наре- чий. Пример: лежал (где?) неподалёку, и т.д.

1. Неподалѐку, на прибрежном песке, лежал поваленный камень. 2. От дождя дорога совершенно размокла. 3. Вода хлестнула через борт низко си- девшей лодки. 4. Я горько досадовал за свою оплошность. 5. Наутро всѐ бле- стит и трепещет свежей зеленью. 6. По тротуарам лишь изредка хлопали ка- лоши чиновника. 7. Очень уж нравилась ему эта девушка.

 

Задание 2.Образуйте степени сравнения наречий: весело, по-собачьи.

 

Задание 3.Сравните примеры из произведений А.С. Пушкина. Опреде- лите, какой частью речи является в них слово тяжело.

1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка… («Телега жизни»). 2. И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь («Мед- ный всадник»). 3. «Эй! Пошѐл, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяже- ло…» («Бесы»).

 

Задание 4.Определите, какими частями речи являются в предложениях слова на : кратким прилагательным, наречием, категорией состояния.

Пример: Необходимо (наречие) куда-нибудь уехать, отдохнуть, осмотреться

1. Необходимо куда-нибудь уехать, отдохнуть, осмотреться. 2. Торопли- во старик стал подниматься на крыльцо. 3. Жили мы с ним тихо и мирно, ни- каких недоразумений у нас не было. 4. Лицо его (Пьера) было уныло и мрач- но. 5. Вдруг простая мысль осенила его, и стало светло, так светло, словно в тѐмной комнате повернули выключатель. 6. Легко на сердце от песни весѐ- лой… 7. Я люблю жизнь, люблю страстно! (Чехов). 8. Рабочие положительно боятся обидеть меня. 9. Это – трогательно (М. Горький).

 

Задание 5.То же задание – с формами сравнительной степени.

1. Наташа была спокойнее, но не веселее (Л.Н. Толстой). 2. Стало теп- лее. 3. Почему-то эти яблоки вкуснее есть вприкуску с чѐрным ржаным хле- бом (В. Солоухин). 4. Звонок звенел всѐ настойчивее. 5. Грудная клетка у че- ловека становится шире от слова одобрения. 6. На этот раз он решил вести себя умнее и осторожнее. 7. Музыка играла всѐ слышнее и слышнее. 8. Даша сияла, ей становилось всѐ интереснее и интереснее. 9. Сильнее его никого нет.

 

Задание 6.Перепишите наречия, вставляя пропущенные буквы и рас- крывая скобки.

Вызывающ…, свеж…, певуч…, медлен…о, неугомон…о, путан…о, за- путан…о, торжествен…о, сплош…, замуж…, (не)откуда, (н…)отку да, (н…)хорошо себя чувствую, мне отнюдь (н…)хорошо, (н…)доверчиво, (не)хотя, (не)спеша.

 

Задание 7.Употребите с различным написанием.

(По) хорошему, (по) деловому, (волей) неволей, (на) завтра, (в) праве, (в) ничью, (в) дали, (в) начале, (в) низ, (в) верх, (на) лицо, (на) зубок, (в) роде.

 

Задание 8.Перепишите, вставив пропущенные буквы, выделив орфо- граммы. Объясните написание.

(По) январски морозно, (по) вашему мнению, (по) одиночке, (в) слепую, (в) рукопашную, (в) трое, (в) троѐм, (в) третьих, (по) трое, (крепко) накрепко, (до) чист.., (на) отмаш..., навзнич.., (не) откуда ждать, (н..) откуда не ждал, (мало) по (малу), (по) всюду, (на) крепко.

 

Задание 9.Выполните морфологический разбор наречий и слов катего- рии состояния из предложений (См. образцы в соответствующем разделе).

1. Никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низки- ми облаками (К.Г. Паустовский). 2. Пожалуй, сейчас она была даже красивее, чем тогда (М. Колесников).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.