|
|||
ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум»ГБПОУ КК «Краснодарский политехнический техникум» План урока 1. Лекционная часть: рассказать о том, что понимается под речью (речь – это: 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков; С появлением речи возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на большие расстояния, а также передавать информацию от поколения в поколение. 2) процесс общения людей с помощью языка, то есть речь рассматривается как особый вид деятельности (речевая деятельность); 3) система используемых человеком знаков и символов для предоставления, переработки, хранения и передачи информации; 4) специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языка). Прочитайте внимательно записанные определения речи и скажите, что общего между ними, что их объединяет? В каждом из приведенных определений речи упоминается и язык. То есть, речь и язык взаимосвязаны. 2. На доске рисуется схема Виды речи
Выделяют два основных вида речи – внешнюю и внутреннюю. Между ними как бы промежуточное положение занимает эгоцентрическая речь. Рассмотрим каждый вид речи более подробно. Внешняя речь – обращена к другим людям. С помощью нее человек передает и воспринимает мысли. Как указано на схеме, внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь – речь, обращенная к кому-либо, выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь считается самой древней по происхождению. Дети также обучаются сначала устной речи, а затем письменной. Устная речь проявляется в диалогической и монологической формах. Диалог – это речь, которая активно поддерживается собеседником, то есть в ней участвует два и более человек. При этом диалогическая речь как бы «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации собеседником. Монолог – это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. Например, выступление одного человека перед аудиторией, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и прочее. Монолог представляет собой непрерывную речь, которая не поддерживается слушателями. Также внешняя речь может быть письменной. Письменная речь общение при помощи текстов. Например, письма, записки, электронное сообщение и прочее. Внутренняя речь – беззвучная речь про себя или для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней и выступает как средство мышления, этап планирования деятельности. И эгоцентрическая речь – промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняет не коммуникативную, а интеллектуальную функцию, Характерна для детей 3-5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрическая речь – это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность.
|
|||
|