Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портрет. Записки сумасшедшего



Портрет


Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

 

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции.

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно. Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок.


Записки сумасшедшего


Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

 

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

 

 

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок. Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.


Нос


Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

 

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.


Шинель


Мысль о «Шинели» возникла у литератора ещё в 1834 году, а толчком послужил анекдот. Байка, призванная развеселить, заставила задуматься классика, и через несколько лет легла в основу новой рукописи.

 

Тема «маленького человека», поднятая в «Шинели», рассматривает социальные и нравственные вопросы. Писатель критикует и беспринципность человека, и общество, «сделавшее» этого человека. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела. Но даже в этом есть положительный аспект. Герой ради своей цели готов на отказ от жизненных благ. Безропотность, самоограничение, смирение делают его тверже духом.

Этот шедевр разбирало не одно поколение литературоведов. Выдающейся советский лингвист Борис Михайлович Эйхенбаум, анализируя «Шинель», обратил внимание на то, что изначально первая часть «Шинели» написана как житие святого. Акакий — значит беззлобный, а Акакий Акакиевич — это нужно понимать, как тихий, безобидный, благодушный. Когда коллеги обижают Башмачкина и он говорит: «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?», читатель может услышать библейское: «Я брат твой».

В черновиках Николая Васильевича этот персонаж имел говорящую фамилию — Тишкевич. Но после писатель решил, что это перебор, и сменил фамилию Тишкевич сначала на Башмакевич, потом на Башмаков, и уже в конце, опираясь на созвучность, «вышел» Башмачкин.

Выбор имени тоже был непрост, что нашло отражение в самой повести, где автор, словно пропустив вперёд матушку своего персонажа, дал её возможность самой выбирать имя сыну. Из того, что ей предложили — Моккия, Сессия, Хоздазата, Трифилий, Дула, Варахасий — ничего не понравилось. Тогда матушка решила дать сыну имя его отца. Так и появился Акакий Акакиевич.

Акакий Акакиевич живёт блаженной жизнью. Он нашёл своё призвание и занимается любимым делом — перепиской. Этот процесс он довёл до совершенства. Недаром рассказчик «даёт» ему эту работу, ведь этим делом занимались монахи испокон веков. Но думать он не может. И когда представляется такая возможность, Башмачкин прямо заявляет, что лучше он что-нибудь перепишет.

Обнаружив, что его шинель больше не подлежит ремонту, он, отказывая себе во всём, копит деньги на новую. А когда новая вещь пошита, герой тут же её лишается. Его страдания сопоставимы со страданиями царей и повелителей мира. Для Башмачкина это настоящая катастрофа и он умирает. После смерти его душа не находит покоя.

Из глубоко порядочного человека Акакий Акакиевич превращается в потенциального призрака. Его посмертная тень у Калинкина моста останавливает прохожих, и вместо своей стащенной шинели снимает все подряд, шинели и шубы.

Финал произведения — это утопическое осуществление идеи справедливости. Теперь вместо покорного Башмачкина появляется грозный мститель. И такой финал неутешителен. Бессмертная душа, вынужденная мстить, сама творит суд.

«Маленькому человеку» негде искать правды и защиты. Чиновничий бездушный оплот несправедлив, жесток и беспощаден.

Вот так видел Николай Васильевич Гоголь Петербург. Город контрастов, безумств, утопической фантастики и абсолютной исключительности. Его произведения — это экскурс не только в литературные шедевры — это экскурс в саму нашу историю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.