Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.



Русский язык. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Цель.Создать условия для развития орфографической зоркости обучающихся (видеть орфограмму «парный согласный звук»).

Задачи. Повторить сведения о парных согласных звуках, запомнить, что парный согласный на конце слова – это орфограмма, познакомиться с правилом проверки написания слов с парным согласным звуком на конце слова, начать заучивать слова из словаря на букву У.

Ход беседы с ребёнком

- Начнём занятия со знакомством со словами из словаря на букву У. Открой страницу 137, выпиши из орфографического словаря слова на букву У. Правильно оформляй работу.

- Выделим орфограммы. (В идеале, комментирует сам ребёнок, если он нуждается в помощи, то родитель начинает фразу, а ребёнок завершает: ударение ставится…. на букву е, безударный гласный… и, и т.д.)

Ученик – ударение на гласный и, безударный гласный е;

 ученица – ударение на гласный и, безударный гласный е;

учитель – ударение на гласный и, безударный гласный е,галочка надь;

учительница – ударение на гласный и, безударные гласные е, и,галочка надь;


Словарь: ученик, ученица, учитель, учительница.

- Какая орфограмма есть во всех словах, записанных тобою словах?. (Безударный гласный звук)

- Почему безударный гласный звук – это орфограмма? (слышим звук нечётко, есть затруднения в выборе буквы для того, чтобы записать этот звук).

- Может ли согласный звук быть орфограммой. (Да, когда слышим согласный звук недостаточно чётко)

- Проверим наши предположения, с. 97, упражнение 8, устно, и тут же «Обрати внимание!».

- Внимательно прочти ещё раз информацию под галочкой «Обрати внимание!». В каких случаях согласный звук становится орфограммой и нуждается в проверке? (Если является парным согласным звуком и стоит на конце слова).

- Какие согласные звуки являются парными?

- Уточним информацию о парных согласных звуках на с.94 – устная работа (напоминаю, звуки речи записываются в квадратных скобках – [б], апостроф – маленькая запятая вверху буквы в квадратных скобках, является показателем мягкости согласного звука – [б′], звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые, не имеют мягкого варианта).

- Когда парные согласные звуки слышны нечётко и становятся орфограммой? (на конце слова, это разобрали в упр.8 и в «Обрати внимание!»)

- Как узнать какую букву писать, если встретились с парным согласным на конце слова?

- Прочти правило на с. 97.

- Прочти, чему учит правило. (Правило учит, как проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова). Итак, первая часть правила объясняет, чему оно учит. Повтори, чему учит правило, 5 раз.

- Прочти в правиле, как проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. (Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука, стоял гласный звук). Значит, вторая часть правила учит, как проверить орфограмму «Парный согласный на конце слова». Повтори как проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова ,5 раз.

- Прочти правило целиком и постарайся его повторить (3 раза).

- Попробуем применить правило, с. 99, упражнение 12 (по заданию).

Напомните детям, что проверяемое слово – это слово с орфограммой; проверочное – слово-помощник, помогает разобраться, какую букву нужно писать.

Напоминаю, никаких дуг! Одной чертой подчёркиваем букву, в которой сомневаемся, двумя, букву, которая разрешила наши сомнения.

Дубы – дуб, гласную подчеркнули тоже, потому что она сделала согласный хорошо слышимым.

Задание.Знать парные согласные с.94, правило с.97, учим слова из словаря на букву У – с.137



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.