|
|||
Генезис науки и философии.. Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о том, что филосо
Таким образом, Аристотель говорит, что материя – это то, из чего произошло всё существующее(что он считал материю «первичным субстратом») Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки. Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира Небесный свод, Одухотворенность небесных тел, Принцип небесного совершенства, Музыка сфер: в основе небесных явлений лежат математические закономерности. Существование восьми небесных сфер и такого же числа тонов музыкальной гаммы подтверждали это. Каждая сфера поет свою ноту, и восемь нот сливаются в гармонию – музыку неба.
Все принципы подчинены главной концепции древних греков: миром правит гармония. Генезис науки и философии. Мнение Аристотеля о науке и философии определяет его представления об их возникновении. Философия и науки были не всегда - в этом Аристотель прав. Науки на уровне теоретического знания возникают, согласно Аристотелю, лишь после то-го, как удовлетворены и жизненно необходимые потребности и потребности в удовольствиях. Они возникают для наилучшего времяпрепровождения. Что касается философии, то Аристотель как бы указывает на ее мифоло-гическую родословную и на переходные формы между мифологическим и фило-софским мировоззрениями. В целом же Аристотель развивает тезис Платона о том, что философия возникает вследствие изумления (или удивления). Известно, что Платон сказал в своем диалоге: “Теэтет”, что “изумление ... и есть начало философии ...”. 2,3,4Классификация наук. Место философии среди прочих наук Теоретические и практические науки Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика», «Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. «…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина». Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов. Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания. Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…». Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает». Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей Философия - наиболее общая из всех наук, поэтому она есть “умение всех умений”, выраженное в форме чистого знания. Следовательно, по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках Первая философия или метафизика(Метафизика как наука о первых причинах и началах.) Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и сверхприродной.
6Предназначение философии Основные положения философии Аристотеля Учение о бытии. Материя и форма. Центральным в философии Аристотеля является учение о материи и форме.
|
|||
|