|
||||||||||||||
Практическая 7
Меджитовой Сание СДО(О)-18
Практическая 7
1. Выберите определения, характеризующие структуру лексикона:
а) динамическая структура; б) монофункциональная; в) комплементарная; г) многоуровневая; д) предметно организованная.
2. Проанализируйте определения лексикона, данные разными учеными. Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефи-ниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое «лексикон». Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших меха-низмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезен-тации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от восприни-маемых единиц – перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от интенций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон – это скорее процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков. При этом подчеркивается происхожде-ние семантических признаков из опыта, их формирование в качестве наиболее обобщенного вида знания о мире и обязательность эмоционально-оценочного отношения к носителям признаков (последнее выражается через биполяр-ность признаков). А.Н. Баранов и Д.О. Добровольский под лексиконом понимают индивиду-альный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти чело-века. Д. Кэрролл предполагает, что лексикон – это хранилище слов в памяти человека, память слов и т.п. без расшифровки того, что именно представля-ет собой слово в языковом / речевом механизме индивида. Нередко за использованием этого изначально психолингвистического термина скрывается традиционное толкование слова как единицы лексико-семантической системы языка, т.е. имеет место то, что Л.В. Щерба на-зывал недопустимой подменой понятий. Иначе говоря, ментальный лексикон (явно или по умолчанию) приравнивается к известной индивиду части общена-ционального словарного запаса, хранимой в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологи-ческих исследованиях. Меджитовой С. Е.С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выпол-няющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний. _____________________________________________________________ Я согласна с мнением А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. Лексикон – это индивидуальный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти человека.
3. Как соотносятся друг с другом понятия «энциклопедическое знание», «информационная база человека» и «лексикон»? Какие еще понятия вовлека-ются в обсуждение этого вопроса? Лексикон – средство допуска к единому информационному тезаурусу. То есть полному объему хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, сопровождаемых эмоциональными впечатлениями и накладываемой на имеющиеся знания, выработанной в социуме системы норм и оценок.
4. Заполните таблицу «Различия в лексиконе и лексической системе языка».
Меджитовой С. 5. Проанализируйте схему Виллема Левелта, отражающую строение лексикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишите в прямоугольники необходимые элементы этой схемы. Между единицами лексикона, по мнению Левелта, существуют отношения двух видов: присущие самим единицам и ассоциативные. Первые устанавливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лексикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи и способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними. Выделите уровни репрезентации лексикона и опишите их: Уровень репрезентации Уровень интеграции Уровень самостимуляции Уровень рецепции Уровень моторного кодирования 6. Продолжите определение (по Н.О. Золотовой): Специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и многозначных слов. 7. Опишите, какую роль выполняет ядро человека в процессах становления лексикона? Роль ядра лексикона как функциональной основы общего психического и языкового развития человека обеспечивается спецификой значений относящихся к ядру лексикона слов, в том числе высокой степенью конкретности, образности, способностью легко вызывать мысленный образ, эмоциональной значимостью, легкостью включения в более обширную категорию, высокой степенью узнаваемости индивидом; все названные характеристики непосредственно связаны с еще одной важной особенностью единиц ядра: все они усваиваются в раннем возрасте и сохраняют свою значимость у взрослых носителей языка. 8. Дайте определение следующим понятиям: Фоносемантика – направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака. Синестезия – это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в Меджитовой С. пространстве. Фонетическое значение – это значение звуков, которые создают в нашем воображении четкое описание предмета, действия, качества и прочего.
9. Составьте тезисный план статьи С.В. Воронина «Фоносемантика: цель, задачи, проблематика, разделы» (см. приложение 2). 1. Общие сведенья о фоносемантике 2. Вопросы изучения фоносемантики 3. Принципы Ф. 4. Связь и 10. Приведите примеры, отражающие принципы фоносемантики, выделенные С.В. Ворониным. Принцип непроизвольного языкового знака-первый и основной принцип ФС. Он может быть назван также принципом мотивированности и непроизвольности связи между звуком и значением в слове. Принцип детерминизма- обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете, признаками, свойствами денотата. Принцип отражения- это значение слова, форма отражения-языковой знак. Принцип целостности. В соответствии с этим принципом постулируется первичность системы как целого над компонентами системы; акцент делается именно на целостности и интегративности свойств объектов. Принцип многоплановости (многоплоскостности). Он предполагает, как обращенное «вовнутрь» максимально полное трехмерное, «объемное» описание звукоизобразительной системы в трех взаимосвязанных, но самостоятельных планах – синтагматическом, парадигматическом, иерархическом, так и обращенное «вовне» описание целостной системы в плане ее связи со «средой». 11. В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина есть эпизод: «Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней». Согласно представлениям биологов, в реальной жизни подобное просто невозможно: коршун слишком мелок для лебедя, он питается главным образом лягушками, ящерицами и т.п. Лебедь – это добыча ястреба или сокола. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин исказил реальность, создавая этот художественный образ? Обоснуйте ответ, руковод-ствуясь сведениями из области фоносемантики. Пушкин смешивает реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста.
Меджитовой С. 12. Определите и запишите, какие соощущения ассоциированы в слово-сочетаниях: тонкий профиль – изящные, четкие черты лица острые движения пальцев – резкие движения кислое выражение лица – недовольство блестящий ответ –все сказано грамотно и точно
13. Как вы можете объяснить тот факт, что слово ЛЕСТЬ в фоносеманти-ке обозначает «хорошее», «нежное», «светлое»? Фоносмантика изучает звуки и считает, что они несут свой смысл. Человек воспринимает обращенные к нему положительные слова всерьез, следовательно слово «лесть» с точки зрения фоносемантике считается чем-то хорошим. 14. Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпретировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики. Оформите ваши наблюдения и выводы. А) Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой – малень-кий, худенький. Одного звали Тим, а другого – Том. Как вы думаете, как звали большого брата? А как – маленького? Оба испытуемых отметили, что большого брата звали _Том_, а маленького __Тим___. Б)Водномлесужилидвазверя.Одинбылласковый,добрый,адругой–злой, жадный, вредный. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербух. Как вы думаете, как звали доброго зверя, а как – злого? По мнению обоих испытуемых, Лиэмень – это добрый зверь а Ущербух – __злой______. Выводы: большое значение придается звучанию 15*. Как вы думаете, почему вышло из употребления слово «смарагд» (изумруд)? Слово «смарагд» вышло из употребления, т.к. является архаизмом. Архаизмы – слова, которые вышли из употребления в связи с появлением новых слов. 16*. Подберите стихотворение, которое бы с точки зрения фоносеман-тических законов наиболее полно отражало содержание рисунка (автор – сту-дентка С. Хамчук). «Скажи, фиалка, отчего Так рано к нам ты воротилась, Когда в полях ни одного Ещё цветка не распустилось?»
— «Бедна нарядом и мала, Я меж других цветов незрима, И если б с ними я цвела, Ты, может быть, прошёл бы мимо».
|
||||||||||||||
|