Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая 7



 

Меджитовой Сание СДО(О)-18

 

Практическая 7

 

1. Выберите определения, характеризующие структуру лексикона:

 

а) динамическая структура; б) монофункциональная;

в) комплементарная; г) многоуровневая;

д) предметно организованная.

 

2. Проанализируйте определения лексикона, данные разными учеными. Какое из определений кажется вам наиболее убедительным? Какие еще дефи-ниции лексикона вам известны? Сформулируйте, что такое «лексикон».

Лексикон рассматривается Ч. Осгудом как один из важнейших меха-низмов когнитивной переработки информации, связанный с уровнем репрезен-тации и отвечающий за перекодирование в двух направлениях: от восприни-маемых единиц – перцептов (перцептивных и языковых знаков) к значениям и от интенций к программе деятельности (языковой или иной). Уточняется, что лексикон – это скорее процесс, чем память хранения. То, что хранится в лексиконе, это очень большой набор связей между знаками (перцептами) и кодами семантических признаков. При этом подчеркивается происхожде-ние семантических признаков из опыта, их формирование в качестве наиболее обобщенного вида знания о мире и обязательность эмоционально-оценочного отношения к носителям признаков (последнее выражается через биполяр-ность признаков).

А.Н. Баранов и Д.О. Добровольский под лексиконом понимают индивиду-альный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти чело-века.

Д. Кэрролл предполагает, что лексикон – это хранилище слов в памяти человека, память слов и т.п. без расшифровки того, что именно представля-ет собой слово в языковом / речевом механизме индивида.

Нередко за использованием этого изначально психолингвистического термина скрывается традиционное толкование слова как единицы лексико-семантической системы языка, т.е. имеет место то, что Л.В. Щерба на-зывал недопустимой подменой понятий. Иначе говоря, ментальный лексикон (явно или по умолчанию) приравнивается к известной индивиду части общена-ционального словарного запаса, хранимой в памяти в таком же (или близком к этому) виде, в каком слова описываются в печатных словарях и лексикологи-ческих исследованиях.


Меджитовой С.

Е.С. Кубрякова считает, что лексикон – это система, отражающая в языковой способности знания о словах и эквивалентных им единицах и выпол-няющая сложные функции, связанные как со словами, так и со стоящими за ними структурами репрезентации энциклопедических знаний.

_____________________________________________________________

Я согласна с мнением А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского.

Лексикон – это индивидуальный словарный запас, репрезентации слов в долговременной памяти человека.

 

3. Как соотносятся друг с другом понятия «энциклопедическое знание», «информационная база человека» и «лексикон»? Какие еще понятия вовлека-ются в обсуждение этого вопроса?

Лексикон – средство допуска к единому информационному тезаурусу. То есть полному объему хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, сопровождаемых эмоциональными впечатлениями и накладываемой на имеющиеся знания, выработанной в социуме системы норм и оценок.

 

4. Заполните таблицу «Различия в лексиконе и лексической системе языка».

 

Понятия Определение Особенности структуры Основные единицы
    Лексическая система языка система взаимообусловленных и взаимосвязанных лексических единиц одного уровня  многомерность – слово связано с различными разнонаправленными отношениями с другими лексиками слово
  Лексикон словарный запас человека синтаксис слово

Меджитовой С.

5. Проанализируйте схему Виллема Левелта, отражающую строение лексикона, в соответствии с уровневой иерархией единиц лексикона. Допишите в прямоугольники необходимые элементы этой схемы.

Между единицами лексикона, по мнению Левелта, существуют отношения двух видов: присущие самим единицам и ассоциативные. Первые устанавливаются на основании значения, синтаксиса, морфологии, фонологии. Ассоциативные отношения не обязательно связаны со значением единиц лексикона, а скорее устанавливаются через частотность встречаемости в речи и способствуют установлению ассоциативных полей и границ между ними.

Выделите уровни репрезентации лексикона и опишите их:

Уровень репрезентации

Уровень интеграции

Уровень самостимуляции

Уровень рецепции

Уровень моторного кодирования

6. Продолжите определение (по Н.О. Золотовой):

Специфика единиц, входящих в ядро лексикона, связана с усвоением их в первые годы жизни ребенка и обусловлена высокой степенью их конкретности, образности, эмоциональности, принадлежности к некоторой категории, способности выступать в качестве опорных элементов при идентификации более абстрактных и многозначных слов.

7. Опишите, какую роль выполняет ядро человека в процессах становления лексикона?

Роль ядра лексикона как функциональной основы общего психического и языкового развития человека обеспечивается спецификой значений относящихся к ядру лексикона слов, в том числе высокой степенью конкретности, образности, способностью легко вызывать мысленный образ, эмоциональной значимостью, легкостью включения в более обширную категорию, высокой степенью узнаваемости индивидом; все названные характеристики непосредственно связаны с еще одной важной особенностью единиц ядра: все они усваиваются в раннем возрасте и сохраняют свою значимость у взрослых носителей языка.

8. Дайте определение следующим понятиям:

Фоносемантика – направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака.

Синестезия – это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в

Меджитовой С.

пространстве.

Фонетическое значение – это значение звуков, которые создают в нашем воображении четкое описание предмета, действия, качества и прочего.

 

9. Составьте тезисный план статьи С.В. Воронина «Фоносемантика: цель, задачи, проблематика, разделы» (см. приложение 2).

1. Общие сведенья о фоносемантике

2. Вопросы изучения фоносемантики

3. Принципы Ф.

4. Связь и

10. Приведите примеры, отражающие принципы фоносемантики, выделенные С.В. Ворониным.

Принцип непроизвольного языкового знака-первый и основной принцип ФС. Он может быть назван также принципом мотивированности и непроизвольности связи между звуком и значением в слове.

Принцип детерминизма- обусловленность знакового облика слова значением слова и, в конечном счете, признаками, свойствами денотата.

Принцип отражения- это значение слова, форма отражения-языковой знак.

Принцип целостности. В соответствии с этим принципом постулируется первичность системы как целого над компонентами системы; акцент делается именно на целостности и интегративности свойств объектов.

Принцип многоплановости (многоплоскостности). Он предполагает, как обращенное «вовнутрь» максимально полное трехмерное, «объемное» описание звукоизобразительной системы в трех взаимосвязанных, но самостоятельных планах – синтагматическом, парадигматическом, иерархическом, так и обращенное «вовне» описание целостной системы в плане ее связи со «средой».

11. В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина есть эпизод: «Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней». Согласно представлениям биологов, в реальной жизни подобное просто невозможно: коршун слишком мелок для лебедя, он питается главным образом лягушками, ящерицами и т.п. Лебедь – это добыча ястреба или сокола. Как вы думаете, почему А.С.Пушкин исказил реальность, создавая этот художественный образ? Обоснуйте ответ, руковод-ствуясь сведениями из области фоносемантики.

Пушкин смешивает реальные факторы с фантастическими, чтобы повысить эстетическую ценность текста.


 

Меджитовой С.

12. Определите и запишите, какие соощущения ассоциированы в слово-сочетаниях:

тонкий профиль – изящные, четкие черты лица

острые движения пальцев – резкие движения

кислое выражение лица – недовольство

блестящий ответ –все сказано грамотно и точно

 

13. Как вы можете объяснить тот факт, что слово ЛЕСТЬ в фоносеманти-ке обозначает «хорошее», «нежное», «светлое»?

Фоносмантика изучает звуки и считает, что они несут свой смысл. Человек воспринимает обращенные к нему положительные слова всерьез, следовательно слово «лесть» с точки зрения фоносемантике считается чем-то хорошим.

14. Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпретировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики. Оформите ваши наблюдения и выводы.

А) Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой – малень-кий, худенький. Одного звали Тим, а другого – Том. Как вы думаете, как звали большого брата? А как – маленького?

Оба испытуемых отметили, что большого брата звали _Том_, а маленького __Тим___.

Б)Водномлесужилидвазверя.Одинбылласковый,добрый,адругой–злой, жадный, вредный. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербух. Как вы думаете, как звали доброго зверя, а как – злого?

По мнению обоих испытуемых, Лиэмень – это добрый зверь а Ущербух __злой______.

Выводы: большое значение придается звучанию

15*. Как вы думаете, почему вышло из употребления слово «смарагд» (изумруд)?

Слово «смарагд» вышло из употребления, т.к. является архаизмом.

Архаизмы – слова, которые вышли из употребления в связи с появлением новых слов.

16*. Подберите стихотворение, которое бы с точки зрения фоносеман-тических законов наиболее полно отражало содержание рисунка (автор – сту-дентка С. Хамчук).

«Скажи, фиалка, отчего

Так рано к нам ты воротилась,

Когда в полях ни одного

Ещё цветка не распустилось?»

 

— «Бедна нарядом и мала,

Я меж других цветов незрима,

И если б с ними я цвела,

Ты, может быть, прошёл бы мимо».


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.