Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 3  ГОСУДАРСТВА РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI - нач. XIII вв.)



 Лекция № 3  ГОСУДАРСТВА РАННЕГО И РАЗВИТОГО      СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI - нач. XIII вв.)

 

1. Тюркский и Западно-тюркский каганаты

2. Тюргеши. Карлуки.

3. Огузское государство.

4. Государства кимаков и кипчаков .

5. Найманы. Кереи.

6. Государство караханидов. Кидани.

7. Кипчакское ханство (нач. Х1 в. – 1219 г.)

 

Тюркский каганат. Все более сложной становилась этнополитическая картина на территории Казахстана с середины 1 тыс. н.э., почти калейдоскопичен перечень названий народов и государств. Миграции из Центральной Азии не прекращались.

В середине VI в. на политической арене Центральной Азии появилось новое действующее лицо - Тюркский каганат, вскоре превратившийся в крупнейшее государство раннего средневековья. В период наивысшего развития это государство занимало обширную территорию - Монголию, Забайкалье, отчасти верховья Енисея. Крайняя западная его граница доходила до Крыма, а южная до верховьев Сырдарьи.

Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 г. Китайцы считали тюрков потомками хунну. В летописях сообщается, что к этому времени северные провинции китайского княжества Вэй ежегодно стали подвергаться опустошительным набегам со стороны тюрок (туцзюе), пришедших откуда-то с северо-запада.

Возникнув в 551(2) г., Тюркский каганат превратился в гегемона Центральной Азии при кагане Мугане (553-572). Оба северо-китайских государства – Северная ЦИ и Западное Чжоу стали данниками тюркских каганов.

К 60-м годам VI в. каганат включился в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени- Ирана, Византии и эфталитов (племена Ср. Азии).

Стремление овладеть богатствами оседлых районов диктовало дальнейшую политику тюрков на западе, в Средней Азии. Здесь то они и встретились с западной ветвью эфталитов, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана.

Война с эфталитами оказалась для них успешной, так как они сумели заключить военный союз с сасанидским Ираном. Однако после окончания военных действий между союзниками началась вражда из-за дележа завоеванных земель. В этих условиях тюрки сочли за лучшее обратиться непосредственно уже к византийскому императору Юстину с тем, чтобы вести совсместные действия против сасанидского Ирана.

В 575 г. положение изменилось. Византия и Иран заключили между собой перемирие. Византия пыталась даже вовлечь в борьбу против тюрок их мятежных вассалов. В ответ на это тюркская конница совершила разрушительный рейд в Крым и на Западный Кавказ.

Но столь обширные территории не могли продолжительное время существовать в рамках начавшейся только складываться государственности. Они не были связаны между собой в единый экономический и этнополитический организм, способный противостоять давлению изнутри и извне. Империя, созданная силой одного оружия, удержаться долго не могла. Обострение социальных противоречий в Тюркском каганате, усугубленное долголетними эпизоотиями, джутами и голодом, наступление Китая на границы Каганата закончилось в 603 г. разделом каганата на два самостоятельных –Восточный и Западный.

 Западно-тюркский каганат (603-704) занимал «древние усуньские земли», вместе с тем он выступил наследником всех завоеваний Тюркского каганата в оседлоземледельческих оазисах Восточного Туркестана и в Среденй Азии. В Согде и Бухаре также находились наместники кагана.

В хозяйственно-экономическом отношении каганат представлял собой слитность двух основ – общества, базирующегося на кочевом способе ведения хозяйства и общества оседлоземледельческого, феодальные отношения в котором достигли к этому времени значительного развития.

Особую роль в вовлечении Западнотюркского каганата в сферу международных хозяйственных и политическитх связей сыграли города Семиречья. Города Семиречья в древнетюркскую эпоху были не только перевалочными пунктами. Население городов в одинаковой мере занималось торговлей, ремеслами, хлебопашеством. Город и степь были частями единого хозяйственно-политического организма в составе каганата, дополняющими друг друга и нуждающимися друг в друге.

Торговый обмен, как транзитный, так и внутренний, вызвал появление денежного обращения в сферу которого вовлекалось население Западнотюркского каганата, как на его вассальных окраинах, так и в центре.

Развитие общественно-экономических отношений в каганате, происходило в связи с аналогичными процессами в других районах Евразии, протекало в русле становления феодальных отношений, но имело и свои особенности.

Первым лицом в государстве был каган - верховный владыка, правитель, военноначальник. Он распоряжался всеми внутри – и внешнеполитическими делами государства и утверждением старейшин и опирался на знать из династийного рода (первоначально – ашин. Но этот порядок периодически менялся). Каган был не только распорядителем, но и, возможно, собственником всех земель каганата. Однако в условиях кочевого общества власть распространялась в основном не на землю, а на человеческий коллектив, пользующий ею.

Столицей каганата и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине. Неподалеку от Суяба находилась летняя резиденция – ставка кагана Цзедань. (Летние ставки могли меняться. Так, при образовании каганата в 603 г., летней резиденцией кагана был Цзедань. Тон ябгу (618-630) перенес ее в Минг-булак близ Испиджаба. Управлял в это время на юге каганата его сын Тарду-шад, его летней ставкой был Кундуз. Только в Чуйской долине существовало не менее 18 крупных городов. Несколько раз за свою историю каганат переживал кризисы, обусловленные борьбой за власть двух группировок – дулу и нушиби. Межплеменная борьба длилась 17 лет (640-657).

Вторым лицом в государстве после кагана был улуг. Высшие титулы в каганате – ябгу, шад и эльтебер принадлежали к представителям каганского рода, они были ставленниками и наместниками кагана над вассальными племенами. Судебные функции выполняли буруки, тарханы. Беки – старейшины и представители племен, главная опора аристократического сословия на местах.

Очень любопытна еще одна категория – уй каган – домашний каган. Речь идет о патриархальной семейной общине - основной экономической единице общества.

Эксплуатируемая масса каганата состояла из свободных мелких общинников-скотоводов – кара-будун (чернь, простой народ). Племена в социальном плане также делились на аристократические и подчиненные, вассальные.

Одной из главных повинностей был «налог крови» - военная повинность, по которой все мужчины-воины вассальных племен входили в состав армии-сюзерена. На подчиненные племена ложилась основные тяготы войны, и следовательно, наибольшее количество жертв. Эти племена называвшиеся иногда гостевыми, использовались во время военных операций в качестве «пик», т.е. выставлялись в авангард. Этот обычай имел всеобщее распространение.

Таким образом, при всей пестроте социально-экономических и политических отношений в Западнотюркском каганате, многообразии форм господства и подчинения ясно, что здесь шел процесс сравнительно быстрого формирования раннефеодальных отношений.

Массовая инфильтрация тюрок в середине 1 тыс. н.э. означала начало нового этапа в этногенетических процессах на территории Казахстана. Этническое смешение шло весьма интенсивно. Ширились контакты между разрозненными по происхождению этническими массивами. Усиливалось смешение потомков саков и других древних жителей Казахстана с тюрками. Тюркская речь стала преобладающей. Формирование раннеклассовых отношений и политический фактор- образование Тюркского каганата, а после его распада – Западнотюркского каганата – содействовали интеграции племен и племенных объединений.

После распада Западно-тюркского каганата, на его развалинах кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на территории современнного Казахстана образовали три могущественных государства: в Семиречье –Карлукское этносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении Сырдарьи и в Приаральских степях – Огузскую державу, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане – Кимекский каганат.

Тюргешский каганат(704-756).Междоусобные распри в Западно - тюркском каганате, военно - политические акции китайского императорского двора, стремившегося к установлению гегемонии в Семиречье, во многом способствовали тому, что власть кагана слабела и постепенно оказалась номинальной. В каганате появилась новая сила. Это были тюргеши. Они еще с VI в. входили в левое крыло каганата, занимали большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировали большую часть караванных путей в Семиречье. Тюргешское влияние постепенно увеличивалось, росло число подвластных им племен. На каганский престол был посажен Учлик, представитель тюргешского (сары-тюргеш) племени, носившего титул Бага-таркан.

Он учредил на своих землях 20 тутукств по 7 тыс. чел. в каждом. Собственную ставку, прежде находившуяся на северо-западе от Чу, он перенес в Суяб, назвав ее Большой ставкой, в городе Кунгут находилась его Малая ставка.

Борьба между группировками сары-тюргешей – Чуйских и кара-тюргешами закончилась со временем победой последних и на престол был посажен Сулук (Сулу). Но конфликт между группировками не прекратился, к тому же обстановка осложнялась борьбой против арабов. Со смертью Сулука, в 738 г. эта междоусобная борьба приняла крайне острые формы. Ситуацией воспользовались китайцы. В 748 г. они захватили и разрушили Суяб, а на следующий год – Шаш, владетель которого был казнен.

Лишь при помощи внешних сил (помощь арабов и восставших в тылу китайцев карлуков) им удалось в 751 г. дать отпор китайскому нашествию. Однако в 756г. каганат пал под натиском того же тюркоязычного племени карлуков.

Карлуки(756-940).В VI - VII вв. карлуки были включены в орбиту влияния Тюркского, Западно-Тюркского и Восточнотюркского каганата. В зависимости от усиления или ослабления их, карлуки временами подчинялись то одному, то другому. Однако, как свидетельствуют орхонные надписи они не раз поднимали восстания против каганов и предпринимали против них военные походы. После образования в 682 г. в Монголии второго Восточнотюркского каганата карлуки находились в зависимости от него, затем после образования Уйгурского каганата (744-840) входили в это объединение. Но стремление карлуков к самостоятельности привело к тому, что они откололись от Уйгурского каганата и переселились (746 г.) в Жетысу (Семиречье), где политическая обстановка была очень сложной. В это время тюркешские каганы уже потеряли свое былое могущество. Разобщенные тюргешские племена не могли оказать достойного сопротивления карлукам и каганат пал.

Карлукские племена в VIII-Х вв. расселились на обширной территории Казахстана: от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Таласа, в отрогах Тянь-Шаня.

Государственное устройство карлуков характеризовалось наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Во главе - джабгу, власть его была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, таких как чигиль, ягма, тухси, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независмые владения. Каждый из удельных правителей владел резиденцией в укрепленном городе или селении, оснащенной войском.

Роды и племена разделялись по своей социальной значимости. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищными угодиями, но и городскими центрами. Область, где проживали карлуки, по сведениям древних авторов, была самой населенной и богатой: в ней было много городов и оседлых поселений. – 25 городов и поселений. Среди них – Кулан, Мирки, Атлалиг, Тузун, Барсхан, Балиг, Талгар и др.

Столица карлуков - Баласагун и многие их города находились на трассе великого Шелкового пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый путь, но и как путь культурного и духовного обогащения.

Карлуки говорили на разных диалектах тюркского языка. По сведениям арабо-персидских источников, одна из групп говорила на жокающем, а другая – на йокающем диалекте.

Карлуки относились к европеоидному антропологическому типу с незначительной примесью монголоидных черт.

Среди всех тюркских племен, отмечают источники, они были наиболее «красивы по виду, высоки ростом и приятные лицом». Все окружающие племена похищали их.

Междоусобицы, борьба за власть и пастбища ослабляли карлукскую этносоциальнукю общность. Эти процессы особенно усилились в Х в., раздробленностью воспользовались тюркские правители Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун и Карлукское государство пало.

Огузы(конец IX-нач.XI вв.).Огузское государство сложилось в IX - Х вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошел как древний ( в основном тюркизированный) этнический компонент долины Сырдарьии арало-каспийских степей запада Казахстана, так и кочевые и полукочевые племена и роды Семиречья и Сибири.

Среди огузов, преимущественно в степной зоне доминировал монголоидный рассовый облик, но имелись также и смешанные европеоидно-монголоидные и другие типы. «Они – писал о приаральских огузах в Х в. ал-Масуди,- самые низкорослые (из тюрок) и у них самые маленькие глаза». Другие средневековые авторы отмечают слабовыраженный растительный покров на лице и теле и плосконосость огузов.

 Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако, в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого населения Западного Казахстана.

В IХ в. после длительной борьбы огузские вожди захватили гегемонию в степях Приаралья и Западного Казахстана, разгромив в союзе с Хазарским каганатом тюрские племена, обитавшие ранее на этих землях.

Глава государства носил титул джабгу, власть его передавалась по наследству, хотя он и считался «избранным на царство». Выборы правителей производились на советах, представлявших собой трансформированные остатки народных собраний прошлого. Однако народные собрания собирались у огузов весьма редко, и главную роль в повседневной жизни играл совет знати – «канкаш».

Согласно преданиям, огузские правители выбирались из наиболее могущественных, а само избрание проводилось по торе – своду неписанных правил обычного права. В его основе лежала привелегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Очевидно, по мере развития феодальных отношений полномочия народного собрания постепенно узурпировались советом знати.

Джабгу имели своих наследников, носивших титул «инал», для их воспитания в детские годы назначались специальные опекуны - атабеки.

Жены огузских джабгу, как и других тюркских властителей, носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни.

Важное место занимал при дворе предводитель огузского войска – сюбаши, опиравшийся на военный совет. Предводители войска вмешивались в политические события и иногда даже выступали против джабгу.

Как видим, огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя, а власть джабгу ограничивалась советом военно-племенной аристократии.

Складывался аппарат управления. В конце Х века уже функционировала система регулярных налоговых сборов и ханские сборщики имели специальные конские отряды.

Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. между огузским джабгу и князем Киевской Руси Святославом был заключен военный союз против хазар. Его результатом был разгром Хазарского каганата.

В Х в. в союзе с киевским князем Владимиром огузы нанесли поражение государству волжских булгар.

Огузское государство отличалось разнородностью этнического состава, подобно другим государственным образованиям на территории Казахстана оно не было монолитным. Арабский автор ал-Идриси свидетельствует о наличии у них в Х в. нескольких царей или князей. У каждого были свои резиденции, которые были укреплены и там хранились казна и продовольствие. У каждого были свои военные отряды для охраны владений, каждый чеканил свою монету с изображением себя любимого.

На рубеже Х-ХI вв. огузское государство стало приходить в упадок. Учащаются восстания огузских племен, недовольные сбором налогов. Государство огузов пало под ударами тюркских племен кыпчаков, пришедших с востока. Значительные группы огузов под натиском кыпчаков ушли в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть империи Караханидов на территории Южного Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и правителей тюрок-сельджуков в Иране. Остатки огузов, разбитых кыпчакамив середине ХI в. растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака – Страны кыпчаков.

Кимекский каганат(893 - нач. ХI в.) Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо. Синологи (синология- комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая) отождествляют яньмо с племенем йемек (имек), которое является фронетической разновидностью имени кимек.

Согласно источникам, яньмо обитало в северо-западной Монголии в нач. VII в. Племя имак,входило в середине VII века в состав Западно-Тюркского каганата изанимало уже территорию Восточного. Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата, в начале VIII века они подчиняются тюргешам, но уже к середине этого же столетия освобождаются от их власти. Именно в это время возникает ядро кимекского племенного союза. Глава племени кимеков носил титул «шад-тутук». Титулы «шад- тутук» были широко известны в тюркской среде и неоднократно упоминаются в древнетюркских рунических надписях VII-IХ вв. Во второй половине VIII - нач. IХ вв. происходит движение кимекских племен в трех направлениях: на северо-запад – к Южному Уралу, на юго-запад к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану, на юг в пределы Северо-Восточного Семиречья. К половине IХ в. кимеки заняли огромную территорию от Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, до северных пределов токуз-огузов, обитавших в Восточном Казахстане (граница между ними проходила по Джунгарскому хребту). По ходу племена, обитавшие на этих землях присоединялись к кимекам. После распада Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть племен также присоединилась к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская конфедерация в составе семи основных племен:имак, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. Глава кимекских племен стал носить титул «байгу» (ябгу), который носила правящая верхушка карлуков, огузов и др.

Таким образом, конфедерация кимекских племен не была образованием основанным на кровнородственных связях, а представляла собой полиэтничное образование, базировавшееся на принципах территориально-административных отношений. Племена были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.

Первое упомининае о государоственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IХ-нач. Х вв. Они отмечают, что могущество кимекского правителя было значительным. Ко времени сложения у кимеков каганата их царь стал носить высший тюркский титул – каган (хакан). «Хакан-главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят «шаханшах»,- констатитует среднеазиатский ученый Х в. ал-Хорезми. Титул каган стоял на две ступени выше, чем титул ябгу.

Таким образом, по мере социального и политического развития кимакского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав, от низшей ступени к высшей, от шад-тутука и ябгу до кагана.

В сравнительном плане для знати древних тюрок была характерна следующая градация: шад, ябгу, (улуг шад), кичиг каган, улуг каган.

Каган кимеков обладал реальной властью, в пределах своего государства он назначал управителей, которые были представителями племенной знати. Власть передавалась по наследству и не только для каганской семьи и для ханского рода, но и у племенной знати. Управители были в тоже время и военными вождями, за службу получая от кагана уделы и выставляя по надобности определенное количество войска. Этническая среда в этих уделах, скорее всего, состояла из представителей одного и того же рода.

Управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства и упрочить свой политический вес. Некоторые из них превращались в полунезависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве.

Глубокое имущественное неравенство в кимекском обществе, с одной стороны вело к образованию кочевой аристократии, с другой – к разорению значительной массы рядовых кочевников. Очевидно, часть лишившихся скота кочевников вынуждено переходила к оседлости (ятуки, т.е. жатаки). Ятуки занимались ремеслами, рыболовством, оседали на зимовках, жили в небольших поселениях вокруг кочевнических ставок, перераставших постепенно в города.

Известно о существовании в Кимекском государстве налоговых сборов.

О существовании письменности позволяет судить одна фраза у арабского путешественника Абу Далафа (Х в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят находки из Прииртышья и из Тарбагатайских гор –бронзовые зеркала с древнетюркской надписью, датированные IХ-Х вв.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в конце X.–начале ХI вв. она распадается. Падение было вызвано двумя причинами. Внутреннего характера, связанные, главным образом, с центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и созданию собственной государственности. И внешними событиями – под действием миграции кочевых племен Центральной Азии, новое бурное переселение которых относится к началу ХI в. Основной причиной миграции ученые считают образование в Северном Китае в 916 г. государства Ляо, основанного кочевыми племенами киданями. Расширение земель этой державы на запад и привело в дальнейшем к передвижению кочевых племен. Отзвуки грандиозной миграции отразились во многих средневековых источниках: арабо-персидских, русских, армянских, венгерских, византийских, сирийских.

Хозяйство: кочевое скотоводство. Устойчивые маршруты кочевок изменялись только под влиянием крупных экономических или политических обстоятельств.

Караханидское государство (942 - 1212 гг.). Племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлукского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Богра-хан принял ислам и титул Арслан Карахан, по которому вся династия получила название караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль в государстве сыграли карлукские племена чигили и ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Карахан (лев) по традиции был владетелем восточной части (Семиречье и Восточный Туркестан), резиденция его находилась в г. Баласагуне (правитель чигилей). Второй каган с титулом Богра Карахан(верблюд) владел западной частью в резиденции государства в г. Таразе (Мавераннахр) – правитель ягма.

Арслан кара-хан считался главным правителем, или же претендовал на то, а богра кара-хакана, возможно, был его соправителем. В иерархии титулатуры общий набор употребляемых титулов на разных этапах не был одинаковым, значение отдельных титулов менялось.

Все земли считались собственностью правящей династии. В основе структуры государства лежала удельная система. Гос-во было разделено на ряд крупных и более мелких областей-уделов во главе со своими правителями. Многие из них, обычно правители крупных уделов, были представителями правящей династии. Крупными уделами были Тараз, Испиджаб и Баласагун, являвшиеся центрами округов.

 Владетели уделов носилититулы "илек" и "тегин". Они были независимыми по всем вопросам отверховных каганов. Некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами. Власть передавалась не по наследству, а по так называемой "лестничной системе" – отстаршего к младшему брату.

Часто хан жаловал правителям право на получение с населения определенной территории налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателей называли мукта или икта.

Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей.

Главным занятием населения было кочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-ХП вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Появилась мусульманская литература на тюркском языке. Известны Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В IХ-ХI вв. после падения Уйгурского каганата политическую гегемонию во внутренней Азии завоевывают кидани (каракитаи), создают свое государство и в начале ХП в. часть киданей мигрирует на запад и проникает в Восточный Туркестан, а затем в Восточный, Юго-Восточный Казахстан и дальше на юг в Среднюю Азию. Во второй четверти ХП в. они завоевывают Семиречье с Баласагуном, а затем все остальные владения караханидов.

Государство найманов и киреитов(конец ХП-начало ХШ вв.). Хотя ранние государства найманов, киреитов возникли на востоке Центральной Азии – на территории Монголии, примыкающей к Казахстану, тем не менее их история имеет прямое отношение к истории Казахстана. Именно на восток Центральной Азии уходят истоки кочевой государственности, которые наряду с традициями, идущими от народов и племен, обитавшими издревле на землях собственно Казахстана, характерны впоследствии для казахской государственности.

Найманский союз племен под названием сегизогуз (союз восьми племен) возник в середине VIII в. между Верхним Иртышом и Орхоном, позже они занимают обширные земли от Хангая до Тарбагатая. Часть найманов принимали участие в формировании Караханидского государства. В Х – XII вв. найманский союз перерастает в государственное образование, которое состояло из нескольких улусов, каждый из которых управлялся"ханом" делами улусов, взиманием налогов ведали служилые люди, которые носили титул"черби".

Войска улусов формировались по десятичному принципу: десяток, сотня, тысяча и тьма. В найманском обществе правовые нормы были основаны на обычном праве. Делопроизводство велось на уйгурском языке, документы скреплялись ханской "золотой" печатью. Найманы исповедовали христианство несторианского направления.

(Несторианство – течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431 г. Утверждалось, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь в последствии стал сыном Божьим (мессией). Течение широко было распространено в городпх южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви.)

Ослабление и гибель найманского государства относятся к периоду правления Таян-хана и его младшего брата Буюрук-хана. В 1198 – 1199 гг. объединенные силы монголов и кереитов нанесли поражение Буюрук-хану в Северном Синьцзяне, в 1201 г. в Алтайских горах найманы вновь потерпели поражение. В 1206 г. государство найманов было окончательно разгромлено Чингисханом. После разгрома найманские племена постепенно влились в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности казахского народа (алтайцев и ойратов).

Киреиты.Киреитское государство сложилось в начале Х в. на Алтае, но их история уходит вглубь веков. Источники свидетельствуют, что еще в VП в. кереитские племена выступили против каганов Восточно-Тюркского каганата.

Рашид-ад-Дин называет следующие кереитские племена: саха, туба, тонга, албан, карнын. Судя по названиям этих племен, кереиты были тюркоязычными.

 В 1007 г. хан кереитов обратился к патриарху и митрополиту Мерва, которому подчинялись все христиане Китая и Средней Азии, с просьбой принять его народ в христианство несторианского толка. Принятие одной из мировых религий в качестве государственной укрепило власть кереитских ханов и превратило кереитское государство в одно из сильнейших государств Центральной Азии.

Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен (в частности Темучин, приобщаясь к политической и дипломатической жизни).

Тогрул - наиболее известный хан кереитов. В Европе его знали как Просвитера Иоанна, короля Иоганнаи т.п.

В 1200 г. Тогрул-хан разбил монгольское племя татар. Вместе с ним в этом походе участвовал мелкий монгольский нойон Темучин. В 1202 – 1203 гг. Темучин предпринимает самостоятельные походы и объединяет несколько племен под своей властью. Началось соперничество между усилившимся Темучином и кереитским правителем Тогрул - ханом, которое вылилось в открытую войну между союзниками. Осенью 1203 г. кереиты были разбиты, и их государство перестало существовать.

Часть племен саха и туба бежали от монголов на Алтай, дальше на северо-запад, где позже вошли в состав тувинцев, хакасов и алтайцев. Часть саха ушла, вероятно, в Прибайкалье и в бассейн Лены.

В Западной Сибири появляется государственное объединение тюркоязычных племен. Основателем династии был хан Тайбуга. Авторы "Сибирской летописи" возникновение государства тюркских племен относят к XIII в. и прямо указывают, что его основатели пришли из казахских степей.

Столицей государства стал город Чимги-Тура (совр. Тюмень). Сибирское тюркское государство, где главенствующую роль играли кереиты, достигло огромного расцвета при хане Сейдаке. После монгольского завоевания они вошли в состав улуса Джучи.

Но большая часть кереитов вошла в состав Монгольского государства Темучина, который с 1206 г. стал именовать себя Чингисханом. Перейдя на монгольский язык, они вместе с найманами и меркитами составили ядро ойратского союза племен.

Кипчаки.          Образование кыпчакской конфедерации. В Х в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен – Кыпчакское.

Этноним "кыпчак" впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В сочинениях мусульманских авторов: Йбн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (IX в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад- Дина, ал-Омари, Ибн-Халдун (XIX в.) и других. Русские летописи (X-XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские - палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук, XIII в. и др.) – команами (куманами).

В IХ –Х вв. история кыпчаков тесно переплеталась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политической зависимости от Кимекского кагана, и входили в Кимекский каганат.

После падения Кимекского каганата (в нач. ХI в.) постепенно политическая власть на этой территории переходит к кыпчакам. Во второй четверти XI в. они вытесняют огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, Приаральских и Прикаспийских степей.

К середине XI в. кыпчакам подчинялась обширная территория, называемая с тех пор в арабских и персидских источниках Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). Территория от р. Иртыш до р. Дунай, от Крыма до Булгара Великого, п-ов Мангышлак до северных рубежей Хорезма. Часть этой территории была захвачена монголами в ХШ в. и только в ХVI-ХVIII вв. частично была восстановлена (современный Казахстан).

Кипчаки образовали государство, во главе которого стояли ханы из рода эльбори. Легенды называют основателем этого государства Абар-хана (ХI век). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В XI – ХII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее Тургайские степи, полуостров Мангышлак, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая на реке Урал располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимало земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша. Столицей был город Сыгнак, во главе стояли ханы из племени кайы-уран. Более мощным было правое крыло.

Кыпчакское ханство было сложившимся раннефеодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Общество не было социально и сословно равным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством были лошади. Право распоряжения пастбищами и регулированием перекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. Рядовые общинники находились на другом полюсе, они были в основном свободными людьми. Самую бесправную группу составляли рабы.

В первой половине ХП в. присырдарьинские города, находившиеся в руках кипчакских вождей (Джент, Янгикент) стали ареной упорной борьбы с мусульманскими династиями Средней Азии.

В результате формирования прохорезмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, усиления междоусобной борьбы и постоянных войн началось раздробленность Кыпчакского ханства.

В 1216 г. в Тургайских степях отмечено первое появление монголов на территории Казахстана, приостановившее длительное соперничество кыпчаков с хорезмшахами. Наступила эпоха монгольских завоеваний.

Основная литература

1. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – Алма-Ата, 1989.

2. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. – Москва, 1993.

3. История Казахстана. В 5-ти томах. Том I. – Алматы, 1996.

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы, 2003.

5. История Казахстана: народы и культуры: Учеб. пособие //Масанов Н. Э. и др. – Алматы, 2000.

6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 2-х частях. Ч.1. -Караганда, 2004.

7. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. -Алматы, 1992.

8. Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы, 2005.

9. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. –Алматы, 1992.

Дополнительная литература

1. Бартольд В. В. Древнетюркские надписи и арабские источники. Соч. Т. 5. – Москва, 1972.

2. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – Москва, 1970.

3. Гусейнов Р. А. Огузы, кыпчаки и Азербайджан XI – XII вв. //Проблемы современной тюркологии. – Алма-Ата, 1980.

4. Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. –Алматы, 1982.

5. Кадырбаев А. Ш. За пределами Великой степи. – Алматы, 1997.

6. Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX – XI вв. по арабским источникам. – Алма-Ата, 1972.

7. Кумеков Б. Е. Арабские и персидские источники по истории кыпчаков. – Алма-Ата, 1987.

8. Плетнева С. А. Половцы. – Москва, 1990.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.