Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1.ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»



 Лекция 1.ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ       КАЗАХСТАНА»

 

Занятие 1

1. Предмет, цели и задачи истории Казахстана

2. Периодизация истории Казахстана

3. Источниковая база и методы изучения истории Казахстана

 

1. С момента установления статуса суверенности Казахстан встал на путь самостоятельного развития и, естественно, возник интерес и необходимость всестороннего, глубокого и подлинного изучения его истории. Специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны - всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования, так и развивающейся - сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры.

История – это не только сумма знаний о прошлом, но и историческое мышление, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм - чтобы стать сознательным гражданином, необходимо быть немного историком.

Сегодня идет активный процесс формирования новой политической культуры. И в процессе формирования этого сознания, призвано сыграть не последнюю роль знание многовековой истории своей республики, без овладения которой невозможно понимание происходящих процессов в стране и активное участие в превращении его в правовое, демократическое и экономически развитое, процветающее государство.

В этой связи хочется привести слова талантливого журналиста, публициста Сагата Ашимбаева : «Многие люди не читают прошлую историю и не знают ее. По моему это равносильно незнанию собственных ошибок, ошибок других, незнанию этапов развития событий и общества. Человек, не опираясь на историю, далеко не пойдет. Поэтому, знание истории крайне необходимо. Большие и малые события, имевшие место в истории, подобно незаметному кружению земли повторяются в иной форме».

История казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих сегодня Казахстан - органичная составляющая часть всемирной истории, народов бывшего Советского Союза. Ныне существует мнение, что научную литературу «эпохи социализма» нужно отвергнуть, поскольку она несет на себе отпечаток идеологических наслоений. Это неправомерно. Во-первых, она является важнейшим источником для изучения исторической мысли, а также конкретной исторической информации, которые при критическом подходе просто необходимы для познания прошлого.

С другой стороны, в последнее десятилетие появилось немало трудов, особенно по истории Казахстана ХХ века, в которых прошлое разоблачалось, отвергалось, или рассматривалось исключительно в негативном плане, что мешает объективному познанию. Появилась тенденция нигилистического отношения к исторической науке, стремление свести ее до нуля, чтобы начать заново переписывать историю. Немало авторов увлеклось сенсационностью, чрезмерным субъективизмом при освещении отдельных исторических фактов и событий, стремлением поразить воображение читателей любым способом. Между тем, создание правдивой истории требует объективного анализа, взвешенности суждений, точности в передаче фактов, поскольку здесь затрагиваются чувства людей, их взаимоотношения в прошлом, национальные моменты. Среди публикаций на исторические темы немало таких, в которых сложные вопросы этнической, политической, социальной истории решаются на любительском уровне, непрофессионально, а попытки вступить в диалог и дискуссию с такими дилетантами от науки наталкиваются, как правило, на глухую стену. Использовать историю в своих политических целях и интересах нередко пытаются и современные общественные движения и партии.

В этой связи рекомендуем в качестве базовых учебников по истории Казахстана использовать коллективные труды. Такими являются, например «История Казахстана (очерки)», Алматы, 1993; многотомное издание «История Казахстана с древнейших времен до наших дней».

Предметом изученияистории Казахстана являются законо­мерности политического и социально-экономического раз­вития государства и общества на территории нашей республики. История Казахстана рассматривает процессы возникновения, развития человеческого общества, социально-классовых отношений, расцвет и разложение государственных образований и государств, социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношения с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахской степи. В отличие от других общественных наук (философии, по­литологии, социологии) история Казахстана исследует конкрет­ные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах, эко­номической политике.

В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории Казахстана. Наиболее отчетливо проявляются следующие функции истории: познавательная (интеллектуально-развивающая); практичес­ки-политическая; мировоззренческая; воспитательная.

Познавательная (интеллектуально-развивающая функ­ция)исходит из познания исторического процесса, как со­циальной отрасли научного знания; из теоретического обоб­щения исторических фактов, выявления главных тенден­ций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории Казахстана нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования государства на различных этапах истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в  изу­чении исторического пути республики Казахстан, позна­ния всех его сторон, явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функциясостоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функцияпри изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи те из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Истории Казахстана присуща и воспитательная функция. Изучение истории Казахстана, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.

Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных предметов и введен в учебные планы всех специальностей высших и средних учебных заведений.

Целью данного курса истории Казахстана является изучение народов, населявших его террито­рию с древнейших времен, государств, существовавших в течение многих тысячелетий, культурных ценностей и традиций, переосмысление ключевых проблем истории народа (этногенез, государственность, национально-освободительные движения и т.д.) и др.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. Это открытие мира и его прошлого. С помощью истории мы путешествуем во времени и пространстве. И вся историческая наука нацелена на изучение человека, прежде всего. За сухими документами различных исторических эпох, за общественными институтами и политическими структурами возвышается человек и его общество. Такова главная цель изучения истории Казахстана.

Все это имеет неоспоримо важное значение в формировании у студен­ческой молодежи основ научного понимания развития общества, чувства сопричастности к богатству человеческой цивилизации, к истории своего народа, способствует преемственности поколений и выработки активной гражданской позиции.

Исходя из этого,  определены следующие конкретные задачипри изучении курса:

- познание объективной картины прошлого нашей Родины;

- уяснение роли кочевой цивилизации в истории человечества;

- знание истории этносов, населяющих Казахстан;

- знание путей формирования и становления государственности Республики Казахстан;

- знание особенностей современного этапа политического развития Республики Казахстан;

- умение анализировать источниковедческий материал;

- умение критически осмысливать основные события и процессы;

- умение оперировать историческими понятиями;

- овладение методикой составления конспектов, приобретение навыков самостоятельной работы;

- умение свободно ориентироваться на карте Казахстана.

2. Периодизация – это выделение крупных периодов в истории общества, вычленяемых на основе определенных признаков. Так, советская историография рассматривала историю в виде смены общественно-экономических формаций, где главным критерием было социально-экономическое развитие общества. Выделялись 5 социально-экономических формаций – первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистическая формация, определенной фазой которой является социализм. История Казахстана была вставлена в шаблонные рамки, хотя историки отмечали фактическое отсутствие рабовладельческого строя и капиталистической формации, поскольку после Октябрьской революции Казахстан шагнул от феодализма в социализм. В последнее время произошел отказ от подобной периодизации и происходит поиск новых критериев, позволяющих выделить значимые периоды в истории Казахстана.

Существует общепризнанная археологическая периодизация, которая выделяет периоды истории, отличающиеся по материалу, из которого изготовлялись орудия труда: это эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит, энеолит); эпоха бронзы; ранний железный век и период, связанный с повсеместным использованием железных орудий труда, в котором мы живем и поныне.

Профессор Кузембайулы выделяют следующие периоды:

1. Доисторический (3 млн.- 8 в. до н.э.)

2. Протоисторический или древний период (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

3. Средневековый период (5-16 вв.)

4. Новое время (нач. 17 в. – 1868 г.)

5. Колониальный период (1868-1991 г.)

6. Независимый Казахстан (с 1991 г. )

Авторы учебника «История Казахстана.Очерк.», трактуют вопросы периодизации следующим образом:

1. Казахстан в древности (2, 5 млн. – 5 в.)

2. Казахстан в средневековье (6-17 вв.)

3. Казахстан в составе Российской империи (18 в.- 1917 г.)

4. Казахстан в условиях тоталитарной системы (1917-1991 гг.)

5. Казахстан в условиях суверенитета (с 1991 г.)

Профессор Артыкбаев Ж.О. предлагает разбить историю Казахстана на три большие периода:

1. Древнейший и древний период (с 2, 5 млн. лет)

- эпоха камня (2.5 млн. лет – 3 тыс. до н.э.)

- эпоха бронзы (2-1 тыс. до н.э.)

- скифо-сакская эпоха (8-3 вв. до н.э.)

2. Средневековый период (конец 1 тыс. до н. э.)

- эпоха гуннов (последние вв. до н.э. – 5 в. н.э.)

- древнетюркская эпоха (6-13 вв.)

- Золотая Орда (13-15 вв.)

3. Новое время (с образования Казахского ханства)

- Казахское ханство в 15-18 вв.

- Казахстан в 19 в.

- Казахстан в 20-21 вв.

Интересную трактовку периодизации истории Казахстана на основе развития духовности на территории Казахстана представляет в своей книге «В потоке истории» глава государства Н. Назарбаев. При анализе он выделяет 12 этапов, начиная с культуры древних ариев-скотоводов, оставивших храмовые комплексы Синташта и Аркаим; затем следует эпоха саков, которая оставила нам святилище Тамгалы-Тас, царские курганы Иссык, Бесшатыр, Берель. Имена крупнейших деятелей культуры аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Ходжи Ахмета Ясави дали возможность выделить определенные этапы в истории Казахстана. Многовековое духовное становление заканчивается 12 этапом, который начинается трагическими событиями 1986 года и продолжается становлением суверенного Казахстана. Таково кольцо духовной истории Казахстана, по мнению Назарбаева.

 История человеческого общества при всем своем многообразии и региональных особенностях, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе первично бытие, изменение в производительных силах и производственных отношениях, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций.

Весь исторический путь нашей Республики соответственно можно разделить на следующие периоды:

1. Древность (1 млн. лет до н.э. по VI - VIII века н.э.)

Охватывает эпоху первобытно-общинного строя и его разложения, зарождение раннеклассового общества и феодальных отношений на территории Казахстана.

2.Средневековье (VI - VIII вв. н.э -до конца ХVIII столетия)

Включает в себя такие процессы как образование казахской народности и образование Казахского ханства, укрепление феодальных отношений, изменение в хозяйстве и социальных отношениях в казахском обществе, развитие культуры казахской народности, начало политических и торговых контактов Казахского ханства с Россией и народами средней Азии.

3. Новое время (Казахстан в составе Российской империи) - нач. ХVIII в. - до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.)

Присоединение Казахстана к России, национально-освободительные движения, проникновение капиталистических отношений и разложение патриархально-феодальных отношений в Казахстане.

4. Новейшее время (с октября 1917 г. - по настоящее время)

3. Объективное познание истории Казахстана обеспечивается научной методологией — это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки. Современная методология изучения общественного позна­ния основывается на диалектико-материалистическом методе, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас и за рубежом. С учетом сказанного выше считаем возможным, сформулировать такую краткую дефи­ницию: методология истории Казахстана — это система принципов и методов исторического исследования, основываю­щаяся на диалектико-материалистической теории исто­рического познания.

Представляется, что принципыэто главные, осно­вополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Одна­ко между закономерностями и принципами есть существен­ное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Методже — это способ изу­чения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются сле­дующие основные принципы научного исторического ис­следования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективностиявляется одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.      

Принцип историзмаявляется одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории Казахстана. Любое историческое явление долж­но изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явле­ние возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает ис­торию, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми рас­полагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические пе­риоды.

Важным принципом при изучении истории Казахстана яв­ляется принцип социального подхода.Принцип соци­ального подхода предусматривает одновременное соблюде­ние принципов субъективности и историзма. При этом сле­дует подчеркнуть, что принцип социального подхода к по­литической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической дея­тельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. Несколько слов следует сказать и по принципу всесторонности.

Принцип всесторонностиизучения истории подразуме­вает не только необходимость полноты и достоверности ин­формации, но и то, что необходимо иметь в виду и учиты­вать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на полити­ческую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения ис­торических процессов.

При изучении и исследовании истории Казахстана исполь­зуют следующие группы методов:

1. общефилософские методы, к которым относятся диалекти­ческий и метафизический методы;

2. общенаучные методы, к которым относятся исторический метод, раскрывающий движение объекта исследования во времени, логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений, мето­ды восхождения от конкретного к абстрактному, восхождения от аб­страктного к конкретному, индуктивный, дедуктивный, анализа, синтеза, описания, измерения и т.п. Одним из важнейших обще­научных методов является системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи;

3. специальные методы, к которым относятся специально-исто­рические методы, в том числе синхронный, т.е. изучение событий одновременно происходящих в обществе, хронологический, диахронный (метод периодизации), историко-генетический, т.е. последовательное раскрытие свойств, функций, из­менений изучаемой реальности во времени; историко-сравнительный, т.е. раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе срав­нения (по сходству и различию присущих им свойств); историко-типологический, т.е. выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний единичного; историко-системный, заклю­чающийся в рассмотрении как системы самого исторического про­цесса, состоящего из элементов - ситуаций и событий и т.п.

4. конкретно-проблемные или частные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные сто­роны и явления действительности.

Совокупность различных методов, применяемых при изучении объекта, составляет методику исторической науки.

Источниковая база по истории Казахстана представляет собой целый комплекс.

Общепринятой стала классификация источников, разрабо­танная академиком М. Н. Тихомировым. По его схеме источни­ки делятся на: 1)вещественные, 2)этнографические, 3)лингвистиче­ские, 4)устные, 5)письменные.

К вещественным источникам относятся — орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, развалины горо­дов и замков, поселения и стоянки, костные останки древних людей и т. п., которые добываются в результате археологи­ческих раскопок.

Археологические памятники, сохранившиеся материаль­ные останки человеческой деятельности — исторический источник эпохи, к которой он относится. На территории Казах­стана выявлено свыше пяти тысяч археологических памятников, и каждый полевой сезон приносит десятки новых объектов, в том числе городища, поселения, курганы, петроглифы и пр.

Археологические памятники наряду с бескурганными могильниками, неукрепленными поселениями (селищами, стоянками), древними выработками медных и по­лиметаллических руд (разрезы, шахты) составляют основную массу археологических источников, дающие нам посредством археологических исследований бесценную историческую ин­формацию.

К вещественным источникам также относятся мавзолеи и гробницы, построенные всредние века.

В реконструкции исторического прошлого народов ученые пользуются данными этнографии. Современный казахский народ до наших дней сохранил некоторые черты хозяйства, быта и культуры своих далеких предков. Обычаи и обряды, жилище и Одежда, пища являются важным историческим источником.

Важное место в исторических исследованиях занимает устное народное творчество. У кочевых народов была особенно развита традиция устной историографии. Генеалогические и этногенетические предания казахов во многом заменяли им письменную историю. В сказках, героических эпосах, послови­цах и поговорках, афоризмах и загадках отразились важные моменты истории казахского народа.

Данные лингвистикисоставляют особую группу источников. Современный казахский язык складывался по мере развития общества и этноса и сохранил в себе некоторые элементы истории. Данные антропонимики, ономастики, топонимики дополняют наши знания по истории определенного региона территории Казахстана.

Самым массовым видом источников являются письменные, на которые более всего оказывает влияние историческая об­становка той или иной эпохи. В отличие от других видов дан­ные письменных источников требуют к себе внимательного отношения и тщательного критического анализа.

К письменным источникам относятся сообщения древних авторов, надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей и ученых, которые освещают отдельные стороны истории древ­них племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входит письменные сообщения античныхавторов. В трудах древнегреческого ученого Геродота, географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиана Марцеллина встречаем отрывочные сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VI века нашей эры.

Много полезной информации по истории древнего Казах­стана встречается в китайских династийных хрониках. Китай­ские историки внимательно следили за событиями, происхо­дившими на территории своего западного соседа.

Во вторую группу входят ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев — Аве­сте, надписи, посвященной персидскому царю Дарию I , вы­сеченной на Бехистунской скале, мы находим факты из жизни сакских племен.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчакско-кимакских племен являются русские летописи. Такие, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибир­ская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т. е. территорий от Дуная до Алтая.

И, наконец, третью группу источников составляют древнетюркские. В памятниках, написанных на орхоно-енисейском алфавите, посвященных легендарным личностям древних тюрок — Кюль-тегину, Бильге-кагану и Тоньюкуку,— освещаются фрагменты из истории тюркских правителей VI-VIII веков.

Особенно важное значение для изучения истории Казахста­на XI в. имеет труд тюркского ученого Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-тюрк», в котором представлены не только различные диалекты различных тюркских языков, но и многочисленные сведения по этнографии и истории племен и народов раннесредневекового Казахстана.

Многочисленные письменные источники по истории казах­ского народа хранятся в крупных архивохранилищах страны. Документальные материалы о Казахстане отложились в фон­дах Центрального государственного исторического архива, Центрального военно-исторического архива, Центрального архива Древних актов, Центрального государственного архива Узбекистана, Государственных архивах Омской и Оренбург­ской областей РФ. Кроме того, богатый фактический материал хранится в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки РФ, Государственной публичной биб­лиотеки Узбекистана.

Большая часть рукописного и архивного материала, извле­чения из трудов древних и дореволюционных авторов, имею­щие значение источники опубликованы отдельными изданиями в разные годы. Еще до революции были опубликованы ар­хивные документы в 14 томах, касающиеся истории Туркеста­на.

Публикатором документов по истории Казахстана был оренбургский краевед А. И. Добросмыслов. Он в 1900 году составил и опубликовал в Оренбурге «Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Орен­бургского края, т. I». Нормы обычного права собраны и опуб­ликованы И. И. Крафтом в 1898 году в Оренбурге.

Различные фактические материалы по истории казахского народа вошли в следующие сборники документов: «Материа­лы по истории Казахской ССР, т. IV. М.- Л., 1940: «Материалы по истории политического строя Казахстана, т. I, Алма-Ата, 1960»,«Казахско-русские отношения в ХУ1-ХУП1 веках. Алма-Ата, 1961», «Казахско-русские отношения в ХУП1-Х1Х веках. Алма-Ата, 1964». Кроме того, материалы и документы, освещающие революционное движение в Казахстане 1905—1.907 гг., 1917 г. и национально-освободительное движение 1916 года, публиковались неоднократно.

Массовым видом опубликованных источников являются ма­териалы периодической печати. Многочисленные сведения, о казахах начиная с XVIII века, имеются в русских газетах и журналах. Путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и не­большие информации русских путешественников, диплома­тов, офицеров и купцов, опубликованные на страницах русской и зарубежной периодической печати, проливают свет на мно­гие стороны малоизученных проблем истории Казахстана.

В конце XIX - начале XX века начинают выходить газеты и журналы на казахском языке. Газеты «Дала уалаяты», «Казак», журнал «Айкап» осветили многие стороны жизни населения степного края. Умелое сочетание сведений различных видов источника предоставляет историку возможность объективно оценить многие явления и события прошлого казахского на­рода.

 

Основная литература

1. История Казахстана: Очерки. - Алматы, 1993.

2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Т.1. –Алматы, 1996.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 2-х частях. -Караганда, 2004.

4. Кан Г.В. История Казахстана. Учебное пособие. - Алматы, 2002.

5. Концепция гуманитарного образования РК. //Казахстанская правда. – 1994. 26 августа.

6. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. –Алматы, 2003.

7. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". –Алматы, 1997.

8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. –Алматы, 1999.

9. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентноспособных стран мира.//Мысль, 2006, №-3. – С. 2-18.

10. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Новый Казахстан в новом мире. –Астана, 2007.

Дополнительная литература

1. Абилев А.К. Материалы по истории Казахстана. (Выпуск 1). -Алма-Ата, 1992.

2. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. Учебник-хрестоматия. - Астана, 1999.

3. Асфендияров С., Кунте П. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Т.1. -Алма-Ата, 1935; Алматы, 1998.

4. Дулатова Д.И. Историография дореволюционного Казахстана. – Алматы, 1991.

5. Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение. В 2-х частях. - Алматы, 1993-1994.

6. Козыбаев М.К. История и современность. – Алма-Ата, 1991.

7. Казахстан на пути к независимости. Прошлое и настоящее. Сб. статей. -Караганда, 1998.

8. Новейшая история Казахстана. Сборник документов и материалов. Ч. 1. /Сост. К.Каражанов, А.С.Такенов. -Алматы, 1998.

9. Прошлое Казахстана по археологическим источникам. - Алма-Ата, 1976.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.