|
|||
Для запоминания слов использовать следующие задания.
Работа над словарными словами
Язык и стар, и вечно нов -
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"? Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы.Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД. Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов. Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 3. Орфографическая работа над словом: 4. Заучивание правописания данного слова: 5. Запись слова в орфографический словарик. 6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). 8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород). 11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать). 12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: 13. Выписать из данных слов: 14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). 15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. 16. Подбор однокоренных слов. 17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины). 18. Разбор слов по составу. 19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел). 20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). 21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово. 22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок). 23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать). 24. Письмо по памяти. 25. Самодиктант и взаимопроверка. 26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн). 27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ). 28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр). 29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север). 30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).
"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Методика 1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение. 2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. 3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. 4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова. ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ: а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.) 5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму). 6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму. Примеры словарных слов и ассоциативных образов: г_А.зета - бум_А.га, Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях. 3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов". 4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс" 5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии"
|
|||
|