|
|||
КАК ДАВАТЬ УРОК?КАК ДАВАТЬ УРОК? Показ ребенку новою материала называется презентацией и является основным уроком. Цель этого урока - не только познакомить ребенка с основными качествами и использованием материала, но и дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии. Учитель использует этот урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего практикования различных к нему подходов. В этом смысле “урок соотносителен с экспериментом”. Чтобы выбрать правильный момент для такого урока, необходимы чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. “При выполнении такой деликатной задачи, — отмечала М.Монтессори, — требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель — не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами”. Урок должен даваться исключительно на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю или присматриваться к тому, что он делает, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют “весьма второстепенное значение и почти совсем упразднены”. Основной урок можно определить как “определенное впечатление от контакта с окружающим внешним миром; именно четкий, научный и предопределенный характер этого контакта отличает его от массы неопределенных контактов, в которые ребенок постоянно вступает в своей окружающей среде” (М. Монтессори). Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее, путем добросовестной практики, определить точный способ презентации упражнения. Ребенок откликнется на точность этой презентации, т.к. она удовлетворяет его внутренней потребности. М. Монтессори обнаружила, что точность очень привлекает ребенка, именно она удерживает его в работе. Из этого делается вывод, что привлекательность манипуляций имеет для ребенка подсознательную цель: "Ребенок обладает инстинктом -координировать свой движения и контролировать их”. В дополнение к точности и упорядоченности М.Монтессори определила требования к уроку: простота (“ничего, кроме безусловной истины”); краткость (“веди счет словам своим”); объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой. Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу м установить личностный контакт с ребенком. На коврике (пли на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока” (М. Монтессори). Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано, если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Чтобы не задевалась свобода ребенка, необходимо соблюдать следующие условия: нельзя заставлять ребенка выполнять показанное упражнение; если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. “Настаивая на том, — отмечала М. Монтессори, - чтобы ребенок повторил упражнение или, заставляя его чувствовать, что он сделал ошибку или чего-то не понял, мы таким образом, изменяем его естественное состояние, которое надо было использовать в психологических наблюдениях”. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который включает также свободу и самостоятельность ребенка. Особенно привлекательным кажется один из важнейших принципов педагогики Монтессори “помоги мне это сделать самому”, который свидетельствует именно о том, что учитель или другой взрослый не учит ребенка, а помогает ему осваивать окружающий мир. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент. Поскольку детям первоначально показывают способ использования материала так, чтобы они могли развивать с ним какие-то знания и умения, многие люди не осознают потенциала материала Монтессори для развития детского творчества. Они представляют себе, что дети проделывают цепь одних и тех же механических действий с материалом -постоянно продолжающееся повторение того, что им показали и которое не ведет к новой деятельности. Джон Дьюи видел метод Монтессори именно таким образом, утверждая, что Монтессори достигла в своих школах физической, но не интеллектуальной свободы: “У Монтессори нет свободы, позволяющей ребенку творить. Ребенок свободен в выборе материала, который будет использовать, но он никогда не выбирает цель, никогда не связывает материал со своими собственными планами, так как материал сводится к определенному количеству предметов, с которыми надо обращаться определенным образом”. Можно согласиться с Дьюи, но следует отметить, что такая позиция может возникнуть у педагога, который не обучен специально методике работы с Монтессори-материалом. Эта ошибка сегодня возникает у большинства практиков, которые пытаются применить этот метод без должной подготовки. Одну из причин ограниченного взгляда на материалы М.Монтессори видела в том, что воспитатели и родители обычно не наблюдают, как маленькие дети свободно работают с истинно творческими материалами. Большинство игрушек и материалов, которые дают ребенку, так ограничены в своих целях и дизайне, что ему приходится предпринимать попытки сделать из них что-то другое; он не нуждается в презентации таких материалов, т.к. в них практически нечего представлять, в них нет ничего для "открытий" ребенка. В своем стремлении найти в них что-то ценное для себя, ребенок разбирает их на части и из-за непрочной конструкции неумышленно ломает их. Материалы Монтессори, наоборот, исключительны по тщательности разработки и уникальны по спланированное на определенную цель. То, что эти материалы продолжают интересовать детей и оказывать воздействие на их внутреннее развитие уже почти столетие, является достаточным подтверждением их творческих возможностей. Конечно, и с Монтессори-материалами учитель может лишить ребенка права самому делать открытия, если покажет ему больше, чем просто основную идею и, таким образом, лишит его радости творчества. По данным наших наблюдений за работой начинающих Монтессори-учителей, опасность таких ошибок достаточно высока: пленяясь точностью методических разработок, педагог боится отступить от них. После того, как учитель убедился, что идея ребенком усвоена, он представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков — “уроков номенклатуры” (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней: 1) ассоциация сенсорного восприятия с названием (установление педагогом связи между предметом или признаком и названием); 2) распознавание предмета или признака, который соответствует названию; 3) запоминание слова, соответствующего предмету или признаку. После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей его среде он находит предметы, которые соответствуют его новым знаниям:
|
|||
|