Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок :Имя прилагательное как часть речи



Урок :Имя прилагательное как часть речи

ЦЕЛЬ: Познакомить с характеристикой прилагательного по значению. Морфологическим признакам и синтаксической роли. Познакомить с ролью прилагательного в речи.

Ход урока

1. Орфографическая разминка.

1)(Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.

В уставшем от зимн.. тягост.. лесу, когда еще не ра..пустились проснувшиеся почки, когда мертв.. бур.. листья лежат пластом. Когда гол.. ветви еще не ш..леспят, а лишь пот..хоньку трогают друг друга, — неожиданно донесся запах подснежника.

Объяснить орфограммы. Обозначить в тексте прилагательные.

(Устно ответить на вопросы:Что называется прилагательным? Для чего они служат в речи?)

2. Работа по теме урока.

Прочитать текст, сначала опустив слова, заключенные в скобки, а второй раз полностью.

Мещера

Я открыл для себя под Москвой (заповедную) землю — Мещеру. Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты. На этой карте было все: (глухие) леса, (глубокие) озера, (извилистые лесные) речки... Ничто так не обогатило меня, как этот (скромный и тихий) край.

Б е с е д а: Какой вариант текста понравился больше? Почему?

2)Задание: Выписать в тетрадь слова, благодаря которым описание стало более точным.

Что же обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие морфологические признаки имеют? Как изменяются? Каким членом предложения бывают чаще всего? Сделать вывод о роли прилагательных в художественном описании.

3)Чтение теоретического материала о прилагательном на стр. 85.(Выводы кратко записать в «Волшебницу».)

4)Из предложенных слов выписать, вставляя пропущенные буквы, имена прилагательные (рядом дописать проверочные слова).

Поч..рнели, п..тнистый, св..тлячок, б..лизна, т..мно, ненавис..ный, про..здной, х..дячий, загр..знить, д..ревенский, с..нева, св..тло, д..рзить, съ..добный, покр..снение, поб..дили, повзр..слел.

5)Записать предложения. Определить в них синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересная.

6)От записанных на доске существительных образовать словосочетание прилаг.+ существит.

Город — шум; осень — холод; дерево — листва; стекло – лампа; железо — кровля; дорога — пыль, музыка — песня, молоко — корова.

Обозначьте падеж существительных и прилагательных. Сделать вывод об изменении прилагательных и существительных.

7)Наблюдение над поэтическим текстом:

Прочитать стихотворение С. Щипачева.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У придорожной полосы.

О какой птице говорится в тексте? Слова какой части речи помогли узнать птицу? Назвать прилагательные, обозначающие: а) цвет, б) отношение автора к воробью. Какими членами предложения являются эти имена прилагательные?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.