|
|||
Правовая праксеология - раздел философии права, посвященный практическому законотворчеству и практической реализации права, принципам правовой деятельности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Абсентеизм – неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих избирательным правом. Неучастие в выборах – принцип свободных выборов в демократическом государстве, запрещающий принуждения к участию в выборах. В то же время, А. может быть выражением протеста против фальсификации выборов или их фиктивного характера; следствием низкой гражданской культуры. Абсолютное право – субъективное право, носителю которого противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютному праву, всегда состоит в воздержании от совершения действий, их ущемляющих. К числу абсолютных относятся, прежде всего, основные права граждан, а также некоторые имущественные права, право собственности. Автократия – форма правления, при которой вся власть в государстве принадлежит одному лицу или группе лиц. В широком смысле – форма государства, при которой население отстраняется от участия в формировании и контроле государственных органов. Автономия – внутреннее самоуправление региона государства, особые права в сфере местного самоуправления, культурного развития, предоставленные государством. Выделяют территориальную А. – определенная степень самостоятельности для территориальной части государства, независимо от состава населения; национально- территориальную А., создаваемую с учетом этнических особенностей компактно проживающих групп населения; национально-культурную А., предоставляющую права и возможности использования и развития языка, религии, культурных традиций и т.п. для нацменьшинств, не составляющих компактных групп или живущих разрозненно среди других этнических групп. Авторитаризм – антидемократическая и антиправовая теория и практика власти и управления; политический режим беззакония и репрессий единоличного правителя или правящей клики. В условиях А. отсутствует правопорядок, вне судебно и (или) насильственно подавляются права и свободы граждан, политическая оппозиция и инакомыслие; процедура демократических решений или полностью отсутствует, или носит фиктивный характер. Суд лишен самостоятельности и является вспомогательным инструментом официальной власти. Для А. характерна централизация и монополизация власти и управления, опора на полицейский и военный аппарат, агрессия во внешней политике. В современных условиях авторитарные режимы маскируются формально демократическими режимами, создают тот или иной вариант «управляемой демократии». Авторитарный тип сознания оправдывает систематическое применение принудительно-насильственных средств и способов властвования и управления, оно некритично к неправовым действиям государственной власти. Аморализм – принцип практической или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам, подмену моральных критериев утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, индивидуалистическими. Аномия – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, при котором утрачена значимость социальных норм и предписаний, отсутствует чувство солидарности с другими людьми, возникает чувство беспомощности, пустоты, изоляции, безответственности. А. – следствие и фактор кризиса общества, разложения системы ценностей, выражается в девиантном поведении: апатия, разочарованность, преступность и т.п.
Бюрократизм – управленческая патология, состоящая в отрыве аппарата управления от общества и превращении ее в самостоятельную силу, преследующую свои собственные интересы; формализация управленческой деятельности, при которой иерархия, субординация, дисциплина, догматическое следование инструкциям и нормативным предписаниям превращаются в самоцель и резко снижают эффективность руководства. Б. блокирует развитие демократии и гражданского общества, препятствует реализации прав и свобод человека. Бюрократия – 1) организация процесса государственного управления на основе четкого разграничения функций и обязанностей между чиновниками; 2) строгая иерархичность властных отношений, контроль действий нижестоящего чиновника вышестоящим; 3) систематизация и формализация всех управленческих правил и инструкций, придающие упорядоченность организационно-управленческой деятельности, позволяющие применять общие нормативные положения к конкретным ситуациям; 4) безличный, беспристрастный характер отношений внутри бюрократической структуры.
Верховенство права – основной признак правового государства, состоящий в том, что официальное законодательство и правоприменительная практика выражают ценности свободы, равенства и справедливости, гарантируют основные права и свободы человека и гражданина. Власть – в широком смысле – способность и возможность определять действия и поведение людей, отношение господствующей и подчиненной воли; особый вид влияния через угрозу или применение санкций за неподчинение ее требованиям. В социуме В. – объективное волевое общественное отношение, состоящее в возможности и праве одного социального субъекта принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого (других) социальных субъектов, даже вопреки их непосредственным интересам. Наиболее важный вид В. – политическая В. – реальная способность того или иного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. К основным формам проявления В. относятся: государство, руководство, управление, организация, контроль; к средствам принуждения: авторитет, традиция, законы, сила, идеология и т.п. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям по ее достижению; правовая В. – сознательное и свободное стремление к поддержанию и защите нормативного порядка.
Геноцид – действия, направленные на полное или частичное уничтожение этнической, расовой или религиозной общности людей путем убийства, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, ведущих к физическому уничтожению перечисленных общностей. Гетерономия – нравственное или законопослушное поведение, обусловленное внешними причинами, факторами, условиями. Государственный суверенитет – политико–правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти. Государство – основной институт политической системы классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций; центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Признаки государства – аппарат публичной власти, система органов и учреждений, реализующих властно-управленческие функции, единая территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Г. обладает монополией на принуждение всего населения в рамках своей территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. Гражданское общество – общество, состоящее из независимых, самостоятельных индивидов, обладающих основными правами и свободами; система добровольных, самоуправляющихся общностей людей, создаваемых для достижения собственных целей и интересов, реализации своих способностей и талантов: семья, экономические ассоциации, профессиональные, спортивные, творческие, конфессиональные союзы и объединения и т.д. К гражданским отношениям относят сферу некоммерческого бытия: семейно-родственные, земляческие, воспитательно-образова-тельные, религиозные, нравственные, товарно-денежные и др., связывающие людей совместной деятельностью по удовлетворению материальных и духовных потребностей. Г.О. дополняет властные иерархические отношения, утверждаемые государством, горизонтальными отношениями, действующими на основе принципа саморегуляции. Г.О. – общество плюрализма в экономике (многоукладность, многообразие форм собственности), политике (многопартийность, конкурентные выборы), духовной жизни (свобода слова, совести, вероисповедания). Гуманизм – признание человека в качестве высшей цели и ценности общества и культуры, право на свободное развитие и реализацию своих способностей, чести и достоинства, независимо от его социального положения. Г. юридический – безусловное доверие к свободной и разумной воле индивида, его способности самостоятельно выбирать цели и действия, не противоречащие закону, и нести за них ответственность, способность к самодисциплине и самоконтролю. Г. юридический выражается в презумпции невиновности и презумпции утилитаризма (никто не вправе навязывать человеку чуждые ему цели и интересы). Процессуальные кодексы, помимо иных целей, прежде всего, препятствуют обращению с людьми как с потенциальными преступниками, чему служат четкие правила задержания, обыска, сохранения тайны следствия, гласность судебного разбирательства, право подсудимого на защиту и т.д.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм морали и права. Возникает в условиях социальной дезорганизации, ослабления нормативного контроля. К Д.п. относятся: алкоголизм, наркомания, правонарушения, самоубийство и т.п. Демократия – форма правления, основанная на признании народа источником власти, на волеизъявлении большинства населения, на контроле со стороны граждан и их общественно-политических организаций за деятельностью властно-политических органов и структур. Д. невозможна вне выборности государственных органов власти и должностных лиц; подотчетности их избирателям; гласности в деятельности государственных органов и должностных лиц; равноправия граждан и защиты их неотчуждаемых прав. Деспотизм – антиправовая форма государственной власти, неограниченно подавляющая права и свободы граждан, унижающая их честь и достоинство, прибегающая к жестоким средствам репрессий для достижения беспрекословного подчинения. Добро и зло – ценностно-нормативные категории, в предельно общей форме обозначающие, с одной стороны, должное и положительное благо, с другой – отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. Д. Выражает необходимый минимум человечности и солидарности, позволяющий существовать обществу. З. Квалифицирует все феномены и действия, угрожающие разрушением и гибелью человеку и обществу, важнейшим ценностям цивилизации.
Естественное право – совокупность принципов, правил, ценностей, принимаемых за предшествующие, независимые и определяющие позитивное право. В зависимости от основания, принимаемого в качестве «естественного», выделяются разные типы естественного права: - Космологическое, связывающее право с упорядоченностью, законосообразностью природы (космосы, Мира, Универсума); - Теологическое, выводящее нормативные предписания из божественной воли; - Рационалистическое, апеллирующее к разуму; - Антропологическое, выводящее право из природы человека Тем самым Е.П. может рассматриваться в качестве существующего до позитивного права (как закон природы или воля Бога), над позитивным правом (как моральный и философский идеал), в самом позитивном праве (как его разумное ядро). Е.П. выступает в качестве идеальной первоосновы позитивного права, как правовой идеал должного в отношениях между людьми, как оценочная категория законодательной системы государства по универсальным философским, моральным и религиозным основаниям.
Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый законодательной властью, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законность – 1) строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. 2) общественно-политический режим, состоящий в верховенстве правового закона в жизни общества, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правовых отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
Институт правовой – система юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений или часть его. Институт социальный – форма организации и регулирования человеческой деятельности, обеспечивающая устойчивость общественной жизни, состоящая из учреждений и организаций, совокупности норм и образцов поведения, иерархии социальных ролей и статусов. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют экономические институты (банк, биржа), политические (партии, государство), правовые (суд, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.п.), институты науки (академия), образовательные и т.д.
Конституционное право – основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства; форма и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, территориальная (национально-территориальная) организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве. К.П. имеет системообразующий характер для национальной правовой системы, т.к. именно оно закладывает основу всех других отраслей права, дает им базовые принципы. Коррупция – преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. К. получает широкое распространение в условиях бюрократизации общества, превращения чиновничества в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями. Виды К. – взяточничество, мздоимство, фаворитизм, непотизм, протекционизм и т.п.
Легальность и моральность – основные понятия этики Канта. Действие морально в том случае, если при его совершении человек руководствуется только нравственным законом (категорическим императивом), долгом; т.е. если действие совершается исключительно ради самого действия. Действие легально, если оно не противоречит внешним, формальным требованиям закона, безотносительно к мотивам действия. Легитимность – понятие, означающее: 1) моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов; 2) согласованность решений и действий с юридическими законами. Легитимность политических явлений не означает автоматически их юридически оформленной законности. В современных условиях легитимность власти связывается с ее формированием на основе демократических избирательных процедур и дальнейшим функционированием в нормативно-правовом поле. Либерализм – система философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от насилия и произвола, прежде всего – государственной власти. Лоббизм – действия групп «давления», создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты и продвижения отдельных социальных групп, общностей, слоев. Легальный Л. – оправданная практика открыто, в рамках закона заявлять об интересах групп в условиях конкуренции. Нелегальный, неконтролируемый Л. – источник повышенной опасности подчинения органов государства корыстным интересам узкого круга людей.
Мораль – способ ценностно-нормативного регулирования поведения и деятельности людей; система принципов, норм и правил должного поведения, имеющих безусловный и универсальный характер, утверждающих человечность как таковую. Высшая инстанция морали – совесть как интимно-личностный механизм самоконтроля и самооценки.
Национальное меньшинство – этнически однородная или смешанная общность индивидов, которые занимают не доминирующее положение в государстве проживания и отличаются от основного (титульного) населения своим этническим происхождением, устойчивостью культурных, языковых, религиозных и хозяйственных особенностей, сохранение и развитие которых требует специальных международных и внутригосударственных гарантий. Лица, принадлежащие к Н.М., должны пользоваться не только всеми правами человека, но и, совместно с другими членами данной общности, особыми правами, которые вытекают из их уникальной самобытности. Права Н.М. защищаются: 1) через запрещение дискриминации в пользовании основными правами человека и равенство перед законом; 2) через признание особых прав Н.М.; 3) через гарантии обеспечения особых прав Н.М. Нигилизм правовой – презрительное, неуважительное отношение к праву и закону, нормативному порядку, отрицание ценностей свободы, равенства и справедливости. Формы проявления Н.П. – репрессивный характер законодательства, продажность (коррупция) и насилие (террор) государственной власти, фактическое преобладание подзаконных актов над законами, массовые нарушения прав и свобод граждан, грубый корыстный криминал, несовершенство и неэффективность судебно-право-охранительной системы, неправовые способы разрешения конфликтов, массовые нарушения нормативного порядка. Теоретическая форма Н.П. – сведение права к нормам, подмена права моралью, абсолютизация классового начала в праве, сведение права к принуждению. Государственно-национальный Н.П. – отказ народам в праве на самоопределение. Норма права – общеобязательные и формально определенные правила поведения, официально-властная модель должного в деятельности социальных субъектов, обеспеченная силой государства. Норма социальная – общепризнанное правило (образец поведения или действия), обеспечивающее упорядоченность, регулярность в социальных взаимодействиях индивидов и групп. Масштаб действия социальных норм определяется границами признающей их группы или организации и способом институционализации. Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные и скрытые), по степени обобщенности (конкретные или общие), по направленности действия (позитивные, или предписания, и негативные, или запреты). Нравственность – нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве). Н., в зависимости от специфики оснований существования социальной общности (группы), в большей или меньшей степени деформирует мораль, вступает в противоречие с ней (мужская и женская нравственность, молодежная, врачебная, педагогическая и т.п.), в своем действии опирается на общественное мнение.
Обычай – стихийно сложившийся способ действия, неписаное правило поведения. Исторически первичная форма права доклассового общества. По мере развития государства уступает место закону, санкционируется государством (обычай делового оборота); международно-правовой обычай возникает в результате длительной и единообразной практики субъектов международного права, формирующей стереотипы их поведения по отношению к однородным объектам, по поводу однотипных проблем международных отношений.
Патернализм – идеология и политика государственной опеки над человеком, лишающие его свободы и самостоятельности, предписывающие покорное поведение распоряжениям и приказам власти, превращающие гражданина в подчиненного. Позитивное право – система официальных, общеобязательных, формально определенных, властно установленных или санкционированных норм (правил) поведения, правовых актов, правоотношений, судебных решений. Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сфере. П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства. В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения. Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации. Право – общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов, обеспеченных силой публичной (государственной) власти. Право на самоопределение народов – право народа свободно, т.е. демократическими методами и без внешнего вмешательства определять свой политический и общественный строй (внутреннее самоопределение). Внешнее С. – право народа свободно, т.е. демократически, без внешнего или внутреннего вмешательства того государства, частью которого он является, определять форму своей политической независимости в системе международных отношений. По действующему международному праву, право на самоопределение не должно нарушать территориальной целостности государства, за исключением случаев систематической, длительной дискриминации одной части населения другой по этническому признаку.
Правовая аксиология - раздел философии права, в котором утверждаются правовые ценности (свобода, равенство, справедливость), их значение для жизни человека и общества, способы закрепления и защиты в праве и законе. Правовая гносеология - раздел философии права, в котором исследуются особенности познания и толкования правовых явлений, уровни и методы правового познания, проблема истины в праве. Правовая культура – нормы, ценности, способы действий, выражающие уровень развития правосознания и правовой деятельности, состояние законности, степень гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека, степень правовой активности граждан в достижении индивидуальных и коллективных целей, разрешении конфликтов и противоречий. Правовая онтология – раздел философии права, в котором обосновывается природа права как социокультурного феномена, исследуется сущность права и формы его существования. Правовая праксеология - раздел философии права, посвященный практическому законотворчеству и практической реализации права, принципам правовой деятельности. Правовое государство – правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как носителями основных прав и свобод; политическая организация общества, ограничивающая произвол и насилие аппарата власти, обеспечивающая реализацию прав и свобод человека и гражданина. Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола. Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.
|
|||
|