Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Какие слова можно вставить на месте пропусков?



 

Задание 1. Прочитайте один из приведенных текстов, озаглавьте его. Выделите трудные для произношения слова; определите основную мысль текста и передайте его содержание в своей интерпретации.

а) Пилоты Ту-154 сообщили «ансамблю», что до Лондона горючего не хватит. После короткой истерики семья согласилась на дозаправку в Финляндии. Убедившись в тщетности многократных попыток прорваться в кабину пилотов, Овечкины продемонстрировали серьезность своих намерений. В целях психологического воздействия на членов экипажа застрелили из обреза одну из стюардесс. Самолет пошел на снижение над Финским заливом, идя по такому курсу, что не только непосвященные, но даже опытный пилот без штурмана не сразу понял, где он находится: в России или уже в стране Суоми. Посадка Ту-154 на узкую, не приспособленную для самолетов такого класса истребительную полосу прошла успешно.

б) Одной из коммерческих фирм два месяца назад некий молодой человек предложил свои услуги по реализации куриных окорочков. Паспорт у пришедшего наниматься на работу был в порядке, и фирма, можно сказать, даже обрадовалась новому работнику. Ее руководитель без всякой дополнительной проверки немедленно выписал новому сотруднику доверенность на получение 7,5 тонн окорочков на сумму 14 млн. рублей, и тот незамедлительно получил товар на хладокомбинате. Мясо было, видимо, благополучно реализовано, а вот деньги в назначенный срок в кассу фирмы не поступили.

При проверке оказалось, что человек, чьи паспортные данные значились в списках сотрудников фирмы, ни сном ни духом не знал об этом. Свой паспорт он потерял еще два года назад. В результате проведенного милицией следствия мошенник все-таки установлен.

Задание 2. Прочитайте текст из журнала «Наука и жизнь», какие слова не подходят для устного рассказа? Попробуйте пересказать текст.

Соколиное зрение

«У него соколиный глаз» – говорят о человеке с прекрасным зрением. Но ка­кова острота зрения сокола? Три американских биолога натренировали пустельгу, птицу из семейства со­колиных, выбирать между двумя освещенными экранами, один из которых был покрыт тонкими поперечными полосками. Подлетая к заштрихованному экрану, птица получала кусочек мяса, а «пустой» экран не приносил никакого вознаграж­дения. Меняя штрихи на все более и более тонкие, экспериментаторы смогли определить, когда пустельга перестала отличать заштрихованный экран от чис­того. Оказывается, острота зрения пустельги в 2,6 раза выше человеческой. Человек с таким зрением мог бы прочитать всю таблицу для измерения остроты зрения с расстояния около 90 метров.

Задание 3.Прочитайте текст. Определите его разновидность, форму, мотивируйте ответ, приводя в пример языковые факты.

Да, удивительно странный мальчик был этот Джим: с ним все происходило не так, как с дурными мальчиками Джеймсами в книжках.
Однажды он залез на яблоню фермера Экорна, чтобы наворовать яблок. И сук не подломился, Джим не упал, не сломал себе руку, его не искусала большая собака фермера, и он потом не лежал больной много дней, не раскаялся и не исправился. Ничего подобного! Он нарвал яблок сколько хотел и благополучно слез с дерева. А для собаки он заранее припас камень и хватил ее этим камнем по голове, когда она кинулась на него. Необыкновенная история! Никогда так не бывает в нравоучительных книжках с красивыми корешками и картинками!.. Джим этот был словно заговоренный, – только так и можно объяснить то, что ему все сходило с рук. Он даже угостил слона в зоологическом саду куском пре­сованного жевательного табака – и слон не оторвал ему голову хоботом! Он полез в буфет за мятной настойкой – и не выпил по ошибке азотной кислоты! Стащив у отца ружье, он в праздник пошел охотиться – и не оторвал себе три или четыре пальца! Однажды, разозлившись, он ударил свою маленькую сест­ренку кулаком в висок, и – можете себе представить! – девочка не чахла после этого, не умерла в тяжких страданиях с кроткими словами прощения на устах, удвоив этим муки его разбитого сердца. Нет. Она бодро перенесла удар и оста­лась целехонька. В конце концов Джим убежал из дому и нанялся матросом на корабль. (М. Твен)

Задание 4.Перескажите данный текст в форме информационного сооб­щения, убрав элементы диалогизации.

Подумав, он продолжал так:

– Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, па­мятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого ко­рабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и про­тягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, повезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

– Это все мне? – тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе.

– Может быть, он уже пришел… тот корабль?

– Не так скоро, возразил Эгль, – сначала, как я сказал, ты вырастешь. По­том… что говорить? Это будет, и кончено ( Грин А. Алые паруса).

Задание 5.Найдите в ниже представленных текстах лексические средства связи. Опреде­лите тип синтаксической связи (последовательная, параллельная).

1. Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским по­лом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, ко­нечно, присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях крат­кость греческого и латинского языка (М.В. Ломоносов).

2. Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что соверша­ется дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С. Тургенев).

3. Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лекси­кон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения, – мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем в себе ува­жение к языку (М. Горький).

4. Русский язык – плод многовекового творчества и труда русского народа и всех народов, составляющих нашу страну. Живо связанный со славной историей нашего государства в течение многих веков, являя поразительное социальное, культурно-историческое национальное богатство, русский язык показывает вели­кое будущее и самому себе, и всему нашему народу. Язык и историческая свя­тыня, и действующее орудие, требующее сознательного и бережного отношения (В.Г. Костомаров).

5. Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они узнают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни ду­ховного, ни политического пути. Пусть мир познает наш язык и через него впер­вые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее (И.А. Ильин).

6. Возникновение и формирование национальных черт этнографы-социологи ищут в истории народа, в его образе жизни. …Сказки, песни, колыбельные, кото­рые поют своим детям матери и няни, по мнению ученых, формируют главные нравственные идеалы, правила будущего поведения.

Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой сказок – муравей? Логично, правда?

Излюбленный герой русских сказок – это Иванушка-дурачок, возле которого всегда находятся необыкновенные вещи или фантастические животные: ска­терть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, конек-горбунок, серый волк. С помощью этих чудес герою как бы без всякого труда достаются всевоз­можные блага. Вот, оказывается, какой была народная мечта – без тяжелой из­нурительной работы достичь желаемого.
Но почему? За какие заслуги в сказках герой получает все это? И тут мы сталкиваемся с новой загадкой. Оказывается, Иванушка совсем не дурачок. Он только прикидывается глупым. Ему почему-то выгодно до поры, до времени ка­заться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу – богатство, счастье, красавицу-невесту. Корни такого свойства характера лежат, по-видимому, в российской истории с ее многолетним татаро-монгольским нашествием, междуусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями недалекого прошлого. Чтобы выжить в этих условиях, обмануть судьбу, надо было быть осторожным, терпе­ливым, больше надеяться на чудо, чем на себя. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь – дальше будешь», «Береженого Бог бережет», «По­спешишь – людей насмешишь», «Моя хата с краю – ничего не знаю» и т.п. Другие пословицы и поговорки, отражая противоречивость русского харак­тера, как раз поощряют смелость, безрассудство, широту души: «Волков бояться – в лес не ходить», «Где наша не пропадала!», «Двум смертям не бывать, а од­ной не миновать», «Или грудь в крестах, или голова в кустах» и т.п. Народная мудрость таким образом призывала быть осторожным, экономно расходовать силы. Так и сложился характер человек в меру трудолюбивого (ведь результат труда все равно кто-нибудь может отобрать!), неспешного, бесконечно терпеливого к тяготам существования, но вместе с тем веселого, бесшабашного, не помнящего зла, широкого, щедрого, гостеприимного (по О.Е. Белянко, Е.В. Трушиной).

7. Пушкин читается новым поколением тяжело – это почти не их язык. А ведь всего десятилетие назад язык «Повестей Белкина» и «Капитанской дочки» был нормой жизни». Произошло громадное вливание в нашу речь американизмов и техницизмов. Заговорило с американским акцентом наше телевидение. Но дело не в конкретных словах, а в стиле – это очень узнаваемый теперь стиль скетчей, рубленой деловой речи, которая звучит подстрочником с английского. Еще одно громадное ядовитое вливание – лагерный жаргон. За последние пятьдесят лет нашей истории через лагерную систему прошли миллионы людей, каждый второй наш гражданин так или иначе соприкасался с этой тюремно-ла­герной системой, лагерный жаргон стал уже основой современного просторечья, он проник в литературу и даже больше – в культуру.

Блатная речь вкупе с американизмами – вот наш новый деловой русский язык, на котором мы не читаем, а день ото дня живем, работаем, является про­образом общественного мышления. Язык – идеальный инструмент управления сознанием не отдельного человека, но всего общества. Сознанием нашим, об­ществом, пытается идеально управлять криминальный мир, и самый кровный интерес этого мира – уничтожение слоя культурного, потому что только бескуль­турным народом и могут управлять все эти воры в законе (Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Черняк).

Задание 6.Из предложенных примеров выберите те, которые являются текстами.

Пример 1. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка (пример Л.В. Щербы).

Пример 2. Продаю Байтовые трузера на зипперах с файновым лейблом на лефтовом покете. (Юность. 1976, №1. «Милый Эп»).

Пример 3. А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. (М. Булгаков. «Собачье сердце»).

Пример 4. Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье И хода крестного торжественное пенье Над Волховом, синеющим светло.

Сентябрьский вихрь, листы с березы свеяв, Кричит и мечется среди ветвей, А город помнит о судьбе своей: Здесь Марфа правила и правил Аракчеев. (А. Ахматова).

Пример 5. Текстом (в лингвистическом смысле) называется последовательность речевых звуков (букв), которым носителями языка приписан некоторый смысл. Важно понять, что текст – это такая последовательность звуков (букв), которая осмысленна как для говорящего, так и для слушающего в условиях коммуникации, т.е. это неслучайная последовательность. (…) Таким образом, текст может называться текстом, только если он понятен. (…) А непонятная фраза «Зеленые бесцветные идеи яростно спят» – это текст. Хотя трудно уловить совокупный смысл этой фразы, тем не менее, могут быть предложены его осмысленные интерпретации, так как он состоит из элементов, смысл которых по отдельности понятен носителям русского языка. (Е.Л. Зарецкая. Риторика, 1998).

Пример 6. Неожиданно звонит радиотелефон. Подбегает возмущенная старушка-смотрительница. Новый русский приходит в Эрмитаж и смотрит на картины. Новый русский плюхается в кресло и начинает разговаривать. – Что вы себе позволяете? – Не бойся, бабушка. – Это же кресло императрицы Екатерины! Когда она придет, я уступлю ей место.

Задание 7.Охарактеризуйте этапы раскрытия основной мысли текста на примерах 2 – 5 из задания 6. Какие языковые средства участвуют в процессе развертывания темы текста; с помощью каких лингвистических средств можно доказать, что примеры 2 – 5 из задания 6 являются примерами текстов.

Задание 8. Сравните два текста. Какой текст привлекает ваше внимание? Обратите внимание на лексическое наполнение текста, синтаксис (порядок слов, инверсию, уточнения), фоновые знания.

1. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого яисла весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат (М. Булгаков. Мастер и маргарита).

2. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат вышел четырнадцатого нисана в колоннаду дворца.

Задание 9.Какие грамматические явления можно назвать текстообразующими для рассказа А.П. Чехова.

Моя «она».

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет. Хотите знать ее имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Ее зовут – Лень.

Задание 10.Прочитайте текст. Выполните предложенные ниже задания.

1) …недавно слово Селена как синоним 2) …Луна можно было встретить разве только в поэтической речи первой половины 19 века. 3)…, у В.А. Жуковского 4)…»К Батюшкову» мы находим такие строки: Среди прозрачной пены Летучих облаков Мелькает рог Селены. В наши «космические» дни слово Селена в значении «Луна» начинает 5)… и свободно употребляться в газетном языке и научно-популярных статьях (Н.М. Шанский. В мире слов).

Какие слова можно вставить на месте пропусков?

1) совсем, практически, лишь;

2) слову, существительному, никакого слова;

3) например, итак, к примеру;

4) в произведении, в стихотворении; в поэтическом произведении;

5) проникать, появляться, внедряться.

Основная мысль текста сформулирована следующим образом:

1) Слово Селена – синоним существительного Луна;

2) Слово Селена принадлежит поэтической речи.

3) Слово Селена широко употребляется в газетном языке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.