Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лингвометодические основы изучения причастия как части речи (на материале поэзии А.А. Ахматовой)



Лингвометодические основы изучения причастия как части речи (на материале поэзии А.А. Ахматовой)

С.А. Карина

Изучение причастий – один из самых трудных моментов не только в морфологии, но в синтаксисе и орфографии.

Сложности у обучающихся вызывает образование действительных и страдательных причастий как в полной, так и краткой форме. Не всегда удаётся легко образовать причастие от того или иного глагола. Одной из самых сложных тем для изучения является причастный оборот, чтобы расставить правильно знаки препинания и согласовать с определяемым словом, ученику необходимо знать, как определить причастный оборот и как правильно применить правила.

ФГОС ООО предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий, что является актуальной задачей методической науки и практики преподавания русского языка. В свою очередь эта задача актуализирует проблему использования художественного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

Поэтический текст расширяет когнитивное пространство учащихся, позволяет наблюдать факты языка, на их базе они учатся создавать собственные устные и письменные высказывания. В методической науке отбор текстов для решения конкретных задач обучения является актуальной темой. В нашем случае изучение причастий следует осуществлять на материале поэзии А.А. Ахматовой.

При составлении данной системы заданий, направленной на изучение причастия как части речи, нами были проанализированы 4 учебно-методических комплекса: первый - учебник «Русский язык. 6 кл.» под редакцией Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И., второй - учебник «Русский язык. 7 кл.» под редакцией Баранова М.Т, Ладыженской Т.А. Тростенцовой Л.А., третий - учебник «Русский язык. 7 кл.» под редакцией Быстровой Е.А. и четвертый - учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» под редакцией Бабайцевой В.В., Чесноковой Л.Д. Для исследования был выбран сравнительный метод, базирующийся на сопоставительном анализе.

Все учебники отвечают требованиям ФГОС ООО, упражнения располагаются от простого к сложному, сопровождаются они теоретическими справками. Были выявление как сильные, так и слабые стороны каждой программы. Например, по-разному расположена тема «Причастия» в общем комплексе изучения морфологии, на изучение темы отводится разное количество часов, а упражнения направлены на развитие разных компетенций учащихся.

Нами были разработаны 10 заданий, направленные на изучение причастий и представленные в презентации к статье. Предлагаемые задания встраиваются в традиционную типологию урока: уроки изучения нового материала (задания №1-3); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (задания №4-8); уроки повторение изученного (задания №9); уроки контроля усвоенного (задания №10).

Важно перед изучением темы познакомить обучающихся с автором текстов, которые используются на уроках. Для этого предлагаем разместить справку об Анне Андреевне Ахматовой – великой русской поэтессе Серебряного века, переводчице и литературоведе, одной из наиболее значимых фигур в русской литературе ХХ века.

На первом этапе усвоения новых знаний, предлагаем использовать «Задание №1», в котором обучающимся необходимо прочитать как при помощи одиночных действительных причастий настоящего времени А.А. Ахматова характеризует временным атрибутивным признаком явления природы. После чего, необходимо придумать прилагательные и глаголы, которые также будут характеризовать природу, выполнить сравнительный анализ разных частей речи и ответить на вопрос: «Чем отличаются слова, которые использует А.А. Ахматова, от слов, придуманных классом?», а далее определить «можно ли выделить в словах из данного текста общую морфему?». При выполнении данного задания подразумевается коллективная работа, когда ученики могут предложить различные словосочетания: дерево растет, природа увядает, красивые цветы, алая заря, сильный ветер, голубое небо, росток взошел и другие. После данного вида работы необходимо сделать вывод, что мы познакомились с новой для нас частью речи (или формой глагола).

«Задание №2» направлено на развитие грамматических навыков и умений, обучающимся предлагается изучить причастия, используемые Анной Ахматовой в стихотворениях и поэмах, распределить их на группы по одному признаку, определить сколько групп получилось.

Предполагается, что данное задание будет дано ученикам после изучения морфемного анализа причастий, поэтому они разделять на группы в соответствии с суффиксами: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-; -вш-, -ш-,-ом-,-ем-,-им-; -енн-, -нн-; -т-. Другим вариантом распределения причастия является разделение на две группы: действительные и страдательные. После выполнения задания необходимо ответить на вопрос: «то объединяет все причастия, используемые Анной Ахматовой в стихотворениях и поэмах?», который направлен на повторение грамматического значения данной части речи, а именно обозначение проявляющегося во времени признака предмета (в данных примерах человека) по действию.

«Задание №3» направлено на развитие образного мышления, в нем необходимо выразительно прочитать стихотворение Анны Ахматовой «И северная весть на севере застала...», ответить на вопрос: «Какая картина возникает в вашем воображении?». Следующая часть задания, в которой нужно выписать причастный оборот, объяснить постановку знаков препинания, выполнить морфологический разбор одиночного причастия, может использоваться на этапе формирования новых знаний по теме «Причастный оборот» и на этапе усвоения знаний по теме «Морфологический анализ причастий».

На этапе совершенствования знаний, умений и навыков, предлагаем использовать «Задание №4», оно направлено на выявление структурно-семантических связей в словообразовании причастия, поэтому обучающимся предлагается составить словообразовательную цепочку и выполнить морфемный разбор причастий.

«Задание №5» развивает умение учащихся работать с текстами, а также редактировать и создавать их. Предлагается сочинить лингвистическую сказку о причастии на тему «Волшебные способности причастий в поэзии». Данный приём используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной, в соответствии с целями и задачами урока. Составление лингвистического текста на основе грамматических признаков причастий помогает повторить и закрепить изученный материал. Рекомендуется педагогам акцентировать внимание на причастия в поэзии Анны Ахматовой, поскольку примеры использования данной части речи (формы глагола) уже приводились на других уроках.

На развитие речи направлено и «Задание №6», в котором предлагается списать отрывки из стихотворения А.А. Ахматовой и изменить место причастных оборотов в предложениях, выделяя их запятыми. Далее важно составить пары предложений, провести анализ как меняется интонация. Построение или конструирование словосочетаний, предложений с причастием и причастным оборотом развивает языковое чутье у обучающихся.

Эффективным видом работы, который способствует запоминанию языковой нормы – это чтение и заучивание стихотворений. Строфы, не вошедшие в «Поэму без героя» А.А. Ахматовой, содержат в себе правильное употребление словоформ, поддерживается ритмом и рифмой, поэтому облегчает запоминание. «Задание №7» можно использовать в качестве проверки усвоенных знаний, школьникам нужно найти и назвать причастия, которые были употреблены в тексте, вспомнить правило или закрепить его, объяснив написание «Не» с причастием. А также объяснить постановку всех знаков препинания в строфах, что поможет вспомнить и другие правила постановки запятых.

Определенные трудности у учащихся вызывает образование причастий. Поэтому предлагаем образовать от глаголов нужную форму причастия, согласовав ее с определяемым словом в «Задании №8». После выполнения данного вида работам возможно следует представить ребятам правильное написание отрывков из стихотворений А.А. Ахматовой и выполнить самопроверку.

Работа по систематизации и повторению грамматического материала позволяет обобщить грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению речевого опыта учащегося. Так, «Задание №9» служит успешному усвоению знаний, охватывает несколько изученных тем: правописание «не» с причастиями, использование причастий в разных тематических группах, правописание н и нн в причастиях, правописание кратких и полных форм причастий.

Обучающимся даны выдержки из стихотворений, из них необходимо исключить лишнее слово, которое не соответствуют правилу или какому-либо признаку, после проделанной работы рекомендуется объяснить причину исключения, таким образом повторив грамматические правила употребления причастий в речи. Возможно сделать пропуски в словах с орфограммой, чтобы усложнить задание.

На последнем этапе изучения материала проводятся уроки контроля усвоенного, с этой задачей поможет справится «Задание №10». В соответствии с нормой диктант в 7 классе должен состоять из 110-120 слов, поэтому мы предлагаем использовать отрывок из очерка Анны Андреевны Ахматовой «Все было подвластно ему», написанный в 1664, который посвящён Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В нем встречаются причастные обороты, стоящий в постпозиции по отношению в определяемому слову. Поэтому после написания диктанта обучающимся предлагается выполнить синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор всех причастий.

Таким образом, применение разных типов грамматических заданий развивает способность учащихся совершать мыслительную операцию абстрагирования для осмысления грамматических единиц, а также средств выражения грамматических категорий; применять грамматические явления в речевой практике для решения новых коммуникативных задач в устной и письменной речи; использовать грамматические знания для формирования орфографических, пунктуационных, речевых навыков и культуры речи. А использование поэтических текстов Анны Андреевны Ахматовой поможет совместить изучение теоретического материала и развитие культуры речи обучающихся, сформировать метапредметные компетенции на уроках русского языка.

Список литературы

1. Ахматова, А. А. Лирика / А. А. Ахматова. — М. : Э, 2016. — 320 с.

2. Ахматова, А. А. Сочинения в двух томах / гл. ред. Н. Н. Скатов. — М. : Правда, 1990. — 448 с.

3. Ермакова, Н. Л. Методический аспект изучения причастия на уроках русского языка в средней школе / Н. Л. Ермакова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник результатов научных исследований. — 2018. – 1007 с.

4. Свечникова, О.Н. Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия / О.Н. Свечникова // Ученые записки. — 2011. — С. 312–318

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.