Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В уроке могут быть и продуктивные, и репродуктивные задания, но категорически запрещается ограничиваться только репродуктивными!



 

Очевидно, что учитель, работающий по модной «коммуникативной методике» должен строить свой урок, используя «коммуникативные задания».

 

Обратите внимание: я специально заключил эти термины в скобки. Не из пренебрежения к этой методике, сам бесконечно ей предан и люблю безумно, а из-за другого. Выяснилось, что преподаватели трактуют данные понятия совершено по-разному.

 

Давайте разбираться с самого начала. Что, в принципе, можно считать коммуникацией?

 

Р.О. Якобсон считал, что обязательными компонентами коммуникационного акта являются адресант, адресат, сообщение, контекст, контакт и код. Рассмотрим эти понятия.

 

Под контактом здесь понимается как физический канал связи (артикуляционный аппарат, органы слуха, зрения), так и психологическая связь собеседников.

Код – это вербальные и невербальные сигналы, используемые в процессе коммуникации для передачи сообщения (для успешного общения нужно чтобы коды адресанта и адресата совпадали). Представим, что преподаватель на уроке английского заговорил на китайском. Состоится ли коммуникация, если в аудитории не присутствует ни один другой человек, говорящий по-китайски?

 

Сообщение - это информация, предназначенная для передачи.

Контекст– это система факторов, оказывающих влияние на актуализацию речи и формирование коммуникативной стратегии говорящего, а также ее интерпретацию слушающим, т.е. это ситуация, в которой происходит общение. Причем учитывать необходимо, также, и события, предвосхитившие коммуникативный акт. У собеседников А и Б, например, могут быть совместные воспоминания. Тогда сообщение, связанное с этими воспоминаниями, будет восприниматься А и Б иначе, чем В, который с ними не знаком.

 

Адресат –это получатель сообщения. Адресат является активным участником коммуникации, т.к. от его восприятия зависит ее результат.

Адресант – это отправитель сообщения. Адресант формулирует свое сообщение таким образом, чтобы оно оказало определенное воздействие на получателя, т.е. наделяет его доминантной функцией в соответствии со своей коммуникативной интенцией (далее – КИ).

  Доминантная функция    
 Коммуникативная интенция1 Сообщение   Коммуникативный эффект1
Отправитель   Текст Получатель  

На уроке студенты и преподаватель попеременно играют роль отправителя и получателя.

При этом КИ1 не всегда будет равна КЭ1. Например, преподаватель, пожелавший установить дисциплину резким словом, не всегда достигнет своей цели.

Если мы будем следовать этой схеме, то любое задание на уроке английского языка можно считать коммуникативным. Рассмотрим ситуацию: учитель раздал студентам листочки, на которых написано сообщение и попросил их написать ответ. Скажем, раскрыть скобки, употребив глагол в правильной форме. Будет ли это коммуникацией? Безусловно. В данном случае преподаватель – это отправитель, студент получатель. Есть текст, код, контакт, КИ, КЭ. Может, все, что мне нужно, это составить 10-15 таких упражнений и получить «коммуникативный урок»?

Ваш пытливый ум с негодованием отвечает: «конечно, нет!»

Какая же коммуникация нужна нам на занятии?

В традиционном понимании «коммуникативной методики» считается, что преподаватель должен спроектировать урок с фокусом именно на вербальную коммуникацию.

При этом наша задача: 1) минимизировать количество сообщений создаваемых преподавателем и увеличить количество сообщений продуцируемых студентами; 2) создать такой контекст, в котором было бы возможно создание многих коммуникационных актов, а не одного, но длинного.

Мы определились, как должно происходить общение на уроке. Давайте теперь разберемся, что студенты должны говорить.

Текст (сообщение) может быть продуцируемый (отправитель сам его создает) или репродуцируемый (повторяет за Вами, читает вслух, раскрывает скобки). Наша работа состоит в том, чтобы учить людей продуцировать информацию,т.к. репродукция в чистом виде не приводит к коммуникации.

Получается, что задания по типу сообщения могут быть продуктивными и репродуктивными. В продуктивном задании студент полностью самостоятельно создает текст. Но иногда он создает его с опорой на заготовку, т.е. репродуцирует часть сообщения. Мы пришли к выводу, что такие задания следует считать полупродуктивными.

В уроке могут быть и продуктивные, и репродуктивные задания, но категорически запрещается ограничиваться только репродуктивными!

Продуцируя одно и то же сообщение, изменяя лишь его часть студент выполняет упражнение на дриллинг. При этом он, также, может быть продуктивный (кода многократно повторяемая структура создается самостоятельно), полупродуктивный (часть сообщения репродуцируется с опоры), репродуктивный (многократное повторение чужого текста).

Цель любого урока – это спонтанная продукция, когда студенты используют изученную структуру в живой речи.  

Примеры заданий:

Репродукция:повторите за мной, прочитайте вслух, прописи, спишите дз с доски.

Репродуктивный дриллинг:прочитайте слово 10 раз.

Полупродуктивный дриллинг:survey, в котором студенты составляют вопросы с опорой: like / football à Do you like football?

*Лайфхак: Всегда нужно стремиться «продуктивность» задания. Например, здесь можно добавлять к вопросам с опорой follow-up questions и в конце делать обмен информацией (кто самый…, сколько людей…, где у вас одинаковая точка зрения и т.д.). Хотите большего? Заставьте их самих писать вопросы!  

Продуктивный дриллинг: студент А пишет, что он любит есть на обед, но не рассказывает об этом студенту Б. Студент Б должен, используя интуицию и здравый смысл, угадать, что написал студент А (Do you like…?). Потом они меняются ролями.

Спонтанная продукция: дать дефиницию сложному слову (особый подвид: шляпа, табу, back to the board, miming, Pictionary); симуляция ситуации, role play (роли прописаны заранее, нужно действовать в рамках твоей роли); проекты.  

Располагайте задания в уроке в таком порядке:

Ввод темы à репродуктивная отработка упражнением в учебнике à полупродуктивный дриллинг или продуктивный дриллинг à спонтанная продукция (дискуссия).  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.