Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аксиология досуга



Аксиология досуга

Аксиология – философское учение о ценности, определяющее свойство предмета или явления. Ценность – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм человечества, это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Социальный смысл определения ценности объекта выявляется в положительном или отрицательном значении для человека и общества и проявляется в таких его оценках как благо, добро и зло, прекрасное и безобразное.

I. Аксиологический аспект досуга возникает в процессе интериоризации (активного освоения) детьми, молодежью традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом. В настоящее время в основе аксиологии досуга представлена получившая всеобщее признание концепция Всемирной Ассоциации по вопросам проведения свободного времени под названием «Важнее, чем выживание», согласно которой свободное время предназначено для удовлетворения потребностей человека в культуре, социальных устремлениях, потребностях, в регенерации тела и души, что осуществляется в сфере досуга. В ней подчеркивается, что именно свободное время определяет качество жизни. Поэтому целью человека является не стремление выложиться до конца на работе, а стремление почувствовать вкус к жизни, жить полной жизнью на основе того досугового увлечения, которое он сам выбрал.

1. Понятие досуг. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово досуг (LEISURE) означает «быть свободным». Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу – по умению, при случае) употреблялось в Русском государстве еще в середине ХI в. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей, слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел время, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье. Однако сегодня уже нельзя ассоциировать досуг с древними, архаичными периодами истории человека. Вряд ли правомерно понимать досуг как безделье. Досуг несет в себе через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение.

2. Соотношение: свободное время – досуг. Свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Одни считают досугом просто время, не занятое работой, т.е. свободное время, включающее развлечения, личные занятия, хобби и т.д. Другие – социальную организацию свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения специальных досуговых потребностей, формирования установок и ценностей. Социологи связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора занятий, рекреационной деятельности. Досугом часто называется деятельность, отдых, отношения, состояние ума и т.п. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Обобщая многочисленные определения понятия досуга, можно сформулировать эту дефиницию.  Досуг – это совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и делаю». Это развивающая деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

3. Развивающий диапазон культуры и досуга. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга. Досуг способен объединить и отдых и труд. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.

4.  Смысловое значение досуга можно распределить на четыре основные группы, досуг как:

1) созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этом представлении досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности человеческой деятельности;

2) деятельность, не связанная с работой. Это понимание досуга включает ценности самореализации;

3) время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

4) интегрирующая категория, включающая в себя содержательные аспекты трех предыдущих подходов и стирающая грань между «работой» и «не работой», т.е. соединяющая в себе понятия времени и отношения к времени.

5. Социальные функции досуга:

1) развивающая,

2) рекреационная,

3) гедонистическая

4) творческая.

Все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности.

В то же время, досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Эти особенности сводятся к реальному весу той или иной функции, или их соотношении.

II. Социально-педагогическая ценность досуга. Социально-культурная теория и практика (Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов и др.) рассматривает различные досуговые концепции. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологи, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

1. Деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Деятельностная концепция видит в досуге проявление активной, креативной и разумной природы человека. Для нее досуг – совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи и др.). К основным и наиболее типичным для досуговой сферы видам деятельности эта концепция относит учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую организаторскую деятельность.     

2. Базовая социально-культурная концепция: досуг воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомство с культурно-историческим наследием каждого народа. Одной из причин, по которой люди становятся активными посетителями культурно-досуговых центров, является их желание приобрести здесь новые знания, умения и навыки.. На этой основе создается разветвленная система дополнительного образования, представляющая важный элемент общей структуры свободного времени современного человека.

3. Экологическая, природоориентированная концепция досуга.  Основу составляет восстановление физических и психических сил человека с помощью природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. С активным отдыхом на природе связаны и традиционные «развлечения», которыми именуют виды деятельности, дающие возможность повеселиться, отвлекающие от забот, доставляющие удовольствие. Активный отдых воспроизводит силы человека, он дает работу мышцам и психическим функциям. В процессе отдыха в условиях природной среды человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления.

4. Техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеет двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Это предполагает рациональное, концентрированное использование рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных затрат, восстановление и развитие человеческого потенциала. С другой стороны, создание специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развитие сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений вызывают потребность в формировании и эксплуатации наиболее рентабельной досуговой системы. С этой точки зрения, техноэкономическая концепция досуга, ставящая во главу угла рентабельность оказываемых услуг, носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий характер.

5. Социально-управленческая концепция – продукт командно-административной системы. Вместо реализации гуманистических целей и функций досуга социально-управленческая концепция досуга устанавливала жесткую регламентацию досуговых центров и форм досуговых занятий с помощью идеологических, нормативных, административных, экономических рычагов и механизмов управления досуговой сферой. Преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. 

 

III. Аксиология досуга как социально-культурной категории. Базой для досуга как социально-культурной категории являются народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они указывают на тесную зависимость досуга от качества труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время.

Для социально-культурного опыта крайне важен учет такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потребительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра-щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время массовая культура, широко рекламируемая СМИ, активно вытесняет из жизни отечественный, национальный досуг. Ее быстрое распространение в молодежной среде становится ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Отрицательное воздействие массовой культуры на формирование личности объясняется тем, что общение с ее продуктом не требует от субъекта интеллектуального напряжения, нравственных переживаний, грамотного эстетического анализа. Происходит процесс разрушения национального менталитета в культурно-досуговой сфере, духовных идеалов общества. Тем не менее, в какой бы форме досуг не существовал, он всегда был предметом внимания государства как важнейший компонент мировоззрения. Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга может нейтрализовать отрицательное влияние антидосуга, является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.