|
|||
Архитектура классицизма. Версаль.Архитектура классицизма. Версаль.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки, геометрические формы и чёткие объёмы. Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, в пропорциях и формах близкая к античным канонам. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, дорогие качественные материалы, украшение лепниной и скульптурами. В это время во Франции складывается регулярная система планировки городов. 1. Новый классический Париж возник как начало коренного преобразования городской планировки. В основе планировки Парижа была заложена трёх лучевая система улиц из одного центра (в концепции – «солнце»). Парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями. 2. В это время возникает своеобразный вид архитектурного сооружения – «французский отель», особняк торжественный и великолепный, созданный для жизни частного лица. Для этого нужно было вписать здание в ближайшие сооружения и создать комфорт, парадность и торжественность. 3. Вершиной светского сооружения стали великолепные дворцы, грандиозные и высокохудожественные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли. Возрастающему интересу к древности способствовало открытие в 1755 г. древнеримского города Помпеи, засыпанного пеплом всего за несколько часов в результате извержения вулкана Везувия. Раскопки обнажили богатейшие художественные памятники, и дали богатый материал для изучения античной архитектуры и принципов обустройства пространства. На основе анализа результатов древнеримских раскопок формировались новые взгляды на архитектуру. Лувр. Королевский дворец в Париже. Его характеризуют строгость, торжественность, масштабность и предельная простота. Версаль. Версаль стал главной загородной резиденцией Людовика XIV. Версаль - это первая в истории попытка создания универсального комплекса, включающего в себя сам дворец, дворцовые постройки различного предназначения и большой парк. С постройкой Версаля появилось новое понятие - «дворец-город-парк». Версальский дворцово-парковый ансамбль является признанным шедевром мирового наследия. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, считается вершиной французского паркового искусства, а сам дворец – первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала целая плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени яркое произведение французского классицизма 17 века, оказавшее сильное влияние на градостроительную мысль 18 века. Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали авторы эпохи Возрождения, причём в непосредственной близости от Парижа. Версаль стал образцом королевской резиденции для всей Европы 17-18 веков. По принципу Версаля в России Петром Первым будет создан в Петергофе на южном берегу Финского залива Петродворец, по пышности и значению не уступающий Версалю; его строили и русские инженеры, и архитекторы, и итальянские. Создатели Версаля: · архитекторы Луи ле Во и Арнуэн Мансар, · садовник планировщик Андре Ленотр, заложил основы так называемого «французского регулярного парка», · автор росписей Шарль Лебрен, · скульптор Франсуа Жирардон Как и Париж, Версаль строился по принципу лучей. От дворца идут три луча-проспекта: в Париж, в королевский дворец Сен-Клу, в королевский дворец Со. Все три проспекта сходятся в одной точке, где стоит статуя самого «короля-солнца» Людовика XIV.
Вся планировка дворца сделана в форме П.В архитектуре дворца совмещены два стиля - классический (горизонтальная кровля дворца) и барокко (анфилада залов идёт по прямой линии). Достопримечательности дворца: - в центре дворца обширный Овальный зал, - Зеркальный зал с зеркальной галереей, - Зал Войны, где Людовик XIV представлен в облике бога Марса, - Зал Мира, где он же представлен в облике Аполлона, - главная святыня дворца – спальня короля, которая окнами обращена в сторону восходящего солнца; с восходом солнце освещало спальню и «король-солнце» вставал; затем солнце перемещалось на запад и по этому принципу шло расположение королевских апартаментов. Дворец богато украшен скульптурами, гобеленами и живописными полотнами на темы античной мифологии, этой же теме отвечали и ковры; стены и полы сделаны из разноцветного мрамора. Мебель для дворца изготавливал выдающийся мастер-мебельщик Шарль Булля. Эта мебель - отдельное произведение искусства, по концепции она должна быть максимально удалена от прозы жизни и соответствовать обитанию и проживанию «короля-солнца». Поэтому мебель была покрыта позолотой, слоновой костью, перламутром, серебром, панцирем черепахи. Версаль выглядел как театральные декорации, приёмы Людовик XIV проводил в виде пышных театральных действий; всё это отражало проблемы духовной жизни эпохи: - культ власти, доходивший до крайности и вступавший в противоречие с - идеями разумного просвещённого правления.
|
|||
|