Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Успенский собор.



 

 

15 век

В 15 веке русские княжества начинают объединяться вокруг Москвы (из-за географического положения). Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства.

Духовной опорой в деле созидания Московской Русибыла подвижническая работа русских святых — митрополита Алексия, святителяПермской земли Стефана и основателя Троице - Сергиевого монастыря Сергия Радонежского.

В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327 г.)и Архангельского (1333 г.) соборов в Кремле.

                                 Успенский собор.

На месте существующего Успенского собора при Иване Даниловиче Калите в 1326-1327 году был построен собор Успения богородицы. Нынешний Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах. В качестве образца, которому должен был следовать иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первенствующим на Руси.

Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси, а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан.Расписывал иконостас один из великих мастеров древнерусского искусства - Дионисий вместе с художниками Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15 века, а также фрески, относящиеся к 17 веку.

И всё-таки он не копировал владимирский собор, в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего, он поражает геометрической чёткостью членения кирпичных стен, цельностью объёма.

Период с конца 15 века до начала 17 века в России принято считать временем формирования и расцвета Русской архитектуры 16 века, как самостоятельного направления в европейской архитектуре того периода времени. Уже достаточно был накоплен опыт создания строений, сформирован собственный стиль в архитектуре и строительстве.

Тот период создал новый классический стиль уникальный по художественному мастерству и зрелости. К сожалению, только небольшая часть деревянных строений русского зодчества дошла до нашего времени, например Георгиевская церковь в Ленинградской области, построенная в 1493 году.

К началу XVI века в архитектуре на Руси был наиболее известен, так называемый, шатровый стиль постройки деревянных домов. Эти постройки устремлялись вверх как столбы и напоминали своими очертаниями обычные шатры с крутыми скатами по сторонам. Такие шатровые постройки красиво смотрелись на возвышенностях по сторонам рек. Примером такого стиля из дерева является построенная 1501 году церковь в городе Уна, Астраханской области (в 1892 году сгорела). Также известны другие примеры строительства из дерева не церковного назначения, например, хоромы купцов Строгановых были построены в 1565 году и простояли 233 года. Это было огромное по тем временам, трех этажное строение с шатровыми башенками по сторонам и живописно разукрашенным крыльцом. Шатровый стиль со временем стал появляться на Руси повсюду – над арками ворот, колодцами, над домами бояр и купцов, даже на кладбищах над крестами. Именно этот, наработанный веками опыт постройки сооружений из дерева лег в основу последующего строительства из камня.

Продолжались частые набеги Татар, поэтому приобретает значение укрепления города Тулы – оплот России на востоке, там возводится Кремль – первоначально из дерева, а потом из камня и становится настоящей крепостью. В других городах также ведутся строительные фортификационные работы.

Наряду с таким военным направлением в строительстве возводились дома, Москва стремительно разрасталась, сооружались храмы и монастыри. Российское могущество растет в Европе и Азии, одновременно возрастает значение Москвы как центра.

Со всех концов страны в Москве собираются знаменитые зодчие, архитекторы, мастера различных профессий, а также приглашаются мастера из Италии для совместной работы. Начинается возведение новых сложных каменных домов взамен традиционных деревянных.

Архитектура России 16 века - Красная площадь при Иване Грозном :: картина Васнецова А. М.

 

Красная площадь при Иване Грозном : картина Васнецова А. М.

Продолжается перестройка Кремля, начатая в начале XVI века Иваном III, теперь он полностью из камня.

Кремль представляет собой мощное строение, величественно возвышающееся над всей местностью. Стены Кремля стали намного выше – 8 – 17 метров высотой и от 4 до 5 метров толщиной, они замкнули периметр в форме неправильного треугольника протяженностью 2270 метров.

Главный вход в Кремль был через Фроловские ворота, ныне Спасские. На Кремлевской стене всего 21 сторожевая башня, из которых – 3 башни угловые и по 6 башен – на каждой трех сторон периметра стен. Узкие высокие бойницы этих башен соответствовали самым передовым технологиям оборонительного строительства того времени.

Самое высокое строение Кремля была башня Ивана Великого, и она же одновременно служила колокольней, по сей день эта башня – колокольня является шедевром русской архитектуры. Строительство башни было начато в 1505 – 1508 году и продолжалось почти 100 лет.

 Одновременно в те же годы по приказу Василия III, начинается строительство знаменитого Архангельского собора известным Итальянским мастером Алевизом. Впоследствии здание этого собора стало усыпальницей русских князей. Надо подчеркнуть значение Кремля в тот период развития на Руси - было образовано новое единое Российское государство; Кремль стал мощным укрепленным сооружением – крепостью и символом великой мощи государства. Величественный кремль и по сей день является национальной гордостью Российского народа.

 Для того чтобы подчеркнуть влияние Московского княжества было принято решение о возведении Кремлевского дворца, который был построен в 1487 – 1491 годах итальянскими мастерами Пьетро Антонио Солярии и Марко Руффо с учетом всех русских и московских традиций. Кремлевский дворец предназначался для торжественных приемов и должен быть составлен из нескольких палат с центральным большим залом. По центру зала установлена одна общая четырехгранная колонна. Общая площадь зала составляет 485 кв. метров. В конце XVI века палаты Кремлевского Дворца были украшены фресками.

 

Гонцы. Ранним утром в Кремле : картина Васнецова А. М.

 

 

К непревзойденным шедеврам зодческого искусства XVI века относится Покровский собор, основанный в 1554 – 1560 году, он получил название Василия Блаженного и был построен в честь годовщины взятия Казани.

 

 Строителями этого собора были непревзойденные мастера - Барма и Постник. Несмотря на то, что собор построен из камня, форма его построения относится к эпохе деревянного зодчества – в форме креста, где по центру расположена основная церковь, исполненная в шатровом стиле. Четыре боковые церкви, по – кресту, также исполнены в шатровом стиле и еще четыре церкви меньшие по размеру - по диагонали. То, что центральная  башня находится не точно по центру, придает всей композиции направленность, как бы к Кремлю. Обходя вокруг собора Василия Блаженного, видим неповторяющиеся яркие цветные образы оформления этого архитектурного создания. Еще одной особенностью в строительстве храма Василия Блаженного явилось то, что он был построен из кирпича. Кирпич в ту пору был относительно новым строительным материалом на Руси, поэтому цоколь здания и фундамент были сделаны из более традиционного материала – белого камня, однако чтобы подчеркнуть использование нового материала, сооружение было расписано «под кирпич».

 

Среди таких шатровых крестово–купольных сооружений на Руси также особое место занимает Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

 

Архитектура XVI века в России ознаменовала собой эпоху перехода от деревянного строительства к каменному строительству. В связи с этим нужно отметить, что значительно возросла потребность в высокоточных инженерных расчетах, однако строительство таких сооружений как шатровые, уже предполагало наличие хорошей инженерной подготовки в строительстве. К началу XVI века на Руси характерным материалом для каменного строительства был белый камень, его часто использовали для подготовки фундамента в частности деревянных домов. Новый строительный материал – кирпич стал дополнительным технологическим нововведением того времени и получил быстрое развитие в своем применении. Надо отметить, что особое распространение получил – красный кирпич.

 

Так называемый пяти шатровый Старицкий собор, построенный в 1557 – 1561 годах, также архитектурный памятник. Этот собор не такой красочный, как другие соборы, скорее даже слишком правильных форм, строгих линий и отличающий чрезмерной суровостью, однако это не лишило его своеобразной красоты.

Периоду архитектуры конца XVI века в России был присущ так называемый сверхмонументализм. Это явление появилось с развитием и укреплением самодержавия на Руси. Возводились массивные храмы, такие как построенный в 1585 году Успенский собор, принадлежавший Троице – Сергиеву монастырю. Однако не все монументальные сооружения были слишком тяжеловесны, например собор Донского монастыря построенный в 1593 году отличается изяществом и стройностью своих форм.

 

Построенная при Борисе Годунове церковь – колокольня Ивана Великого (первоначально названная Ивана Листвичника), достигающая 80-ти метровой высоты, гармонично входит в единый ансамбль Московского Кремля и поражает своим совершенством.

 

 

Недалеко от села Коломенского в селе Дьякове построенный в 1553 -1554 годах храм Усекновения головы Иоана Предтечи, поражает своим архитектурным замыслом и внутренней красотой.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.