Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





можно было бы передать словами, - музыки не было бы на свете…»



 

7 класс. Урок №3

Тема урока: Многообразие связей музыки с литературой.

Цель урока: Восприятие и выявление внешних и внутренних связей между музыкой и литературой на примере музыки Чайковского.

Задачи урока:

1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства (литература – поэзия, музыка, живопись).

2. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства

3. Формировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

Планируемые результаты:

Предметные:

· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров

· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

· понимать основной принцип построения и развития музыки;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Материал урока: пьеса «Сентябрь. Охота» цикла «Времена года» Чайковского, песня «Не крутите пёстрый глобус» - музыка Чичкова , «Осенний блюз» - музыка А.Ермолова

https://obrazovaka.ru/test/po-biografii-chaykovskogo-s-otvetami.html для подготовки д.з.

https://music-education.ru/krossvord-na-temu-chajkovskij/

 

«Если бы всё, что происходит в душе человека,

можно было бы передать словами, - музыки не было бы на свете…»

                         Повторение материала прошлого урока. Музыка во многом отличается от других искусств - её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.  

   В кинофильмах или театральных спектаклях бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства - будь то светлое воспоминание, или вспышка гнева, или внезапный порыв нежности. И тогда герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передающая без слов глубину его переживаний. Именно в этом проникновении в душу человека особая сила и особое очарование музыки.

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор.

Кого из композиторов можно назвать до глубины души русским человеком, любившим русскую песню, русскую природу, русское искусство, чьи балеты считаются символом русского балетного искусства? Это Петр Ильич Чайковский, автор множества самых разных произведений, среди которых есть одно, стоящее особняком. «Времена года» . Это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства. Что и отличает фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского от других подобных произведений. Его можно назвать музыкальной энциклопедией жизни Санкт-Петербурга XIX века.

   Вот что сам Чайковский писал о своем произведении: "Не мне, конечно, определять достоинства моих писаний, но могу, положа руку на сердце, сказать, что все они пережиты и прочувствованы мной и исходят непосредственно из души моей..."

Основная часть. Давайте запишем тему урока: " Многообразие связей музыки с литературой. Фортепианный цикл П.И.Чайковского "Времена года". Если в произведении Антонио Вивальди "Времена года" четыре части, которые называются "Осень", "Зима", "Весна" и "Лето", то у Чайковского цикл состоит из 12 пьес, каждая из которых посвящена своему месяцу и создает именно его музыкальный портрет-образ. У этого цикла есть одна особенность. Каждая пьеса имеет не только два названия (имя месяца и собственно название), но и имеет стихотворный эпиграф, который помогает нам создавать тот музыкальный образ, который хотел передать композитор. С тремя пьесами летнего раздела мы познакомились на первом уроке.

 

 

Сегодня обратимся к пьесе Чайковского «Сентябрь. Охота» цикла «Времена года».

Русский быт XIX века невозможно представить без охоты, которая выступала своеобразной забавой в дворянских поместьях. Именно ее Чайковский и изобразил в этой осенней пьесе. Обычно охота всегда проходила шумно, весело, повсюду были слышны охотничьи рога и лай собак. Очень мастерски Петр Ильич использовал звукоизобразительные приемы в этой пьесе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.